4 февраля 2025 года в здании Минтранса России прошла рабочая встреча заместителя Министра Транспорта Российской Федерации В.В. Потешкина с отраслевыми общероссийскими профсоюзами гражданской авиации.
На встрече присутствовали представители Минтранса России, Росавиации, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), Профсоюза летного состава России (ПЛС России), Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР), Профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации (ПРИАС ГА), Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД), Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи (ПАРРиС).
От ПЛС России во встрече участвовали: Бойчук М.Ю., Котов О.М. и Приходько О.А.
В ходе встречи были обсуждены, в том числе, следующие вопросы:
– о ходе выполнения решений встречи заместителя Министра Транспорта Российской Федерации В.В. Потешкина с отраслевыми общероссийскими профсоюзами гражданской авиации от 09.02.2024;
– о проекте приказа Минтранса России «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских ВС РФ» (далее – Проект приказа);
– о первоначальной подготовке в учебных заведениях ГА специалистов для Аэронавигационной системы РФ (авиадиспетчеров, техников по радионавигации, радиолокации и авиационной электросвязи), их востребованности в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», профориентационной работе, привлекательности и конкурентоспособности по отношению к другим организациям ГА и трудоустройстве.
Президент ПЛС России Бойчук М.Ю. в своем выступлении по Проекту приказа выделил 2 ключевых момента и привел развернутые обоснования по каждому:
1. Принимая во внимание наличие законных оснований в установлении особенностей в режиме рабочего времени, времени отдыха и условиях работы внешних пилотов, понимая необходимость полноценного правового регулирования данной категории работников, но, в тоже время отмечая принципиальное отличие условий работы членов летных экипажей и внешних пилотов, считаем целесообразным установить особенности режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда внешних пилотов отдельной главой в проекте Особенностей ( а не включать в главу II, устанавливающую особенности для членов экипажей гражданских ВС).
2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предложенные Минтрансом России, в силу действия части 2 статьи 329 ТК РФ устанавливаются с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
На данный момент в отрасли отсутствует объединение работодателей, которое бы соответствовало Федеральному закону №156-ФЗ, и которое необходимо, в том числе, для заключения отраслевого соглашения с соответствующим общероссийским профсоюзом в рамках социального партнерства, предусмотренного трудовым законодательством.
Наличие отраслевого соглашения в сою очередь является обязательным условием для увеличения максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) более 8-ми часов для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда при 36-часовой рабочей неделе ( до 12 часов)
Поэтому, в том числе, и по данным основаниям, проект приказа Минтранса России не может быть принят за основу в представленной редакции.
