Не спрашивали?-Отвечаем!

ВОПРОС - ОТВЕТ

При выполнении полетов  не редки ситуации, когда время ожидания между рейсами (стоянка во внебазовом аэропорту) составляют более 3 часов

В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов ГА РФ, утвержденного приказом Минтранса России №139 от 21.11.2005 г. (далее- Приказ №139) рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.

   Поэтому, время перемещения члена ЭВС в качестве пассажира вне зависимости от того, когда происходит перемещение: перед выполнением последующей полетной смены или после ее выполнения, является рабочим временем и подлежит учету.

Условия учета определяются пунктами 34 и 35 Приказа № 139

 

  В соответствии с пунктом 16 приказа №139 максимальная допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложениях N 1 – 4 Положения. Исключение составляют случаи, предусмотренные   пунктом 39 настоящего Положения.

   Выполнение перемещения члена ЭВС в качестве пассажира после завершенной полетной смены  возможно, если общая продолжительность (сумма)  завершенной полетной смены и времени перемещения пассажиром, уменьшенной на 50%  времени перемещения ( в соответствии с требованием пункта 35 Приказа №139) не превышает  максимальную допустимую продолжительность полетной смены, установленной  пунктом 16 и соответствующими приложениями Приказа №139.

    Если общая продолжительность (сумма)  завершенной полетной смены и времени перемещения пассажиром, уменьшенной на 50%  времени перемещения, превышает максимальную допустимую продолжительность полетной смены, установленной пунктом 16 и соответствующими приложениями Приказа, члену ЭВС должен быть предоставлен ежедневный отдых.

    Если по каким-либо условиям отдых после завершенной полетной смены не предоставляется (такие случаи возможны при согласовании с членами ЭВС в случае допустимого продления), то время перемещения включается в рабочее время (в соответствии с пунктом 34 Приказа №139) и, как минимум, в рабочее время учетного периода полностью (в соответствии с пунктом 34 соответствующего Положения АК).

В случае согласования с членами ЭВС   перемещения в качестве пассажиров после завершенной полетной смены   логично и целесообразно увеличить время отдыха между полетными сменами, применяя требования пункта 58 Приказа №139:

Пункт 58. «Если дорожное время или время ожидания транспорта во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полётными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полётной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполётной подготовки».

    В соответствии с первым подпунктом пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 года №458 (далее – Положение), звание “Ветеран труда” присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам:

 –   награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо

 –   удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо

 –   награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или

     удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо

 –  награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики)

 и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

 

    Лица, претендующие на присвоение звания “Ветеран труда”, представляют в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения заявление, копию документов, удостоверяющих личность, а также подлинники или нотариально удостоверенные копии иных документов, предусмотренных Положением (в зависимости от категории заявителя).

 

   Так, лицо, награжденное ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в соответствии с пунктом 4 Положения представляет:

 

1)документы о награждении ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу),

2) документы, подтверждающие наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

 

    В соответствии с пунктом 5 Положения:

– к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим   право на присвоение звания “Ветеран труда”, относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики),

–  порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда“, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

 

     На основании   постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578. Министерство транспорта РФ пунктом 3 Приказа Минтранса России №285 от  30.09.2016 г. «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (далее- Приказ №285)   установило, что единственным ведомственным знаком отличия Министерства транспорта Российской Федерации, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”, является нагрудный знак “Почетный работник транспорта России”.

 

В соответствии с пунктом 2 Приказ №285 установлен полный перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации (см. Приложение №1).

 

 

 

 Согласно Пункту 6 Положения, также, к ведомственным  знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда” гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников, которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

 

    Приказом Минтранса РФ от 18.10.2005 г. №130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (далее – Приказ №130) были установлены ведомственные награды Министерства транспорта РФ (см. Приложение №2).

 

В Приказ №130 были внесены изменения приказами Министерства транспорта РФ:

– от 20 июня 2007 г. № 79 «О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 г. № 130»;

– от 23 сентября 2013 г. № 298 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 г. № 130»;

– от 20 июня 2007 г. № 80 «Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации»;

– от 5 августа 2010 г. № 168 «О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 80»;

– от 23 сентября 2013 г. № 299 «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 80».

 

Указанные в Приказе №130 и изменениях к нему ведомственные награды, решение о награждении работников, которыми было принято руководителями федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 30 июня 2016 года, относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”.

 

Таким образом, звание «Ветеран труда» может быть присвоено гражданину при наличии у него ведомственной награды:

–  указанной в Приказе Минтранса №130 и изменениях к нему (Приложение №2), решение о награждении работника которой было принято руководителями федеральных органов исполнительной власти до 30 июня 2016 года.

 – нагрудного знака  “Почетный работник транспорта России” (единственного  ведомственного знака отличия, утвержденного приказом Минтранса №285, дающего право на присвоение звания  «Ветеран труда» после 01.07.2016 г.)

Кроме соответствующего знака отличия, дающего право на звание «Ветеран труда», необходим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчины и 20 лет для женщины или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Также, начиная с 1 июля 2016 года необходимо иметь 15 лет продолжительности стажа в соответствующей сфере деятельности (отрасли), от имени которой вручена награда (ведомственный знак отличия).

   Юбилейная медаль «100 лет гражданской авиации России», решение о награждении работников, которой было принято Министром транспорта РФ, на текущий момент не входит в перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Приказом Минтранса РФ №285.

    Президент Профсоюза летного состава России, являющийся членом Российской  трехсторонней комиссии, от имени ПЛС России, выступил на заседании РТК с инициативой о включении юбилейной медали «100 лет гражданской авиации России» в перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации (как и знаковых юбилейных наград других ведомств в соответствующие списки)  и приравнивания действия данной медали к действию утвержденного  приказом Минтранса России №285   нагрудного знака “Почетный работник транспорта России” в части наличия права на присвоение звания “Ветеран труда”.

      Инициатива поддержана большинством участников заседания РТК. Для реализации данной инициативы потребуются временные и трудовые ресурсы.

 

    Звание “Ветеран труда Свердловской области” присваивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании Закона Свердловской области  о ветеранах труда Свердловской области №104-ОЗ от 23.12.2010 года.

    Согласно статье 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

   Статья 92 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников, в том числе для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю.

     Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора, с учетом результатов специальной оценки условий труда (по вредным условиям труда), с учетом актов государственных органов (для медицинских и педагогических работников).

     На основании  Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 22 “Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации” членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер установлена  36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы.

     При этом есть исключение: если на предприятии невозможно по условиям производства (работы) соблюдать установленную ежедневную или еженедельную продолжительность работы вводится суммированный учет рабочего времени. В этом случае должна соблюдаться установленная продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год; для работников на работах с вредными и/или опасными условиями труда учетный период не может превышать трех месяцев).

  Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для конкретной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Например, если для работника установленная продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю, учетный период – один месяц, то норма рабочего времени для этого работника, например, за сентябрь 2023 года составит 151,2 часа:

– 36 часов : 5 дней в неделю (для подсчета часовой нормы ежедневной работы принимается пятидневная рабочая неделя*) = 7,2 часа в день,

– 7 часов х 21 день (в сентябре 2023 года 21 рабочий день) = 151,2 часа. 

 

Примечание:* В соответствие с пунктом 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н, норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены)

   Норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

   Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА РФ устанавливаются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России №139 от 21.11.2005 г (далее – Положение 139).

  Нормы Положения 139 являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее – РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.

  В ОАО АК «Уральские авиалинии» разработано и включено в РПП АК положение, регламентирующее режим работы и отдыха членов экипажей авиакомпании в соответствии с нормами Положения 139.   

   На основании главы XX Положения 139 установлены требования к планированию и учету рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов ОАО АК «Уральские авиалинии».

   В соответствии с пунктом 20.1 Приложения А-7.1 к РПП авиакомпании «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС» при суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.

 Графики работы составляются работодателем с учетом мнения профсоюзного органа работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие.

 

В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения профсоюзного органа работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников работодателем не позднее чем за пять дней до введения их в действие. 

    В целях регламентирования деятельности сотрудников внутри организации (предприятия), детализации регулирования поведения участников отношений, учета специфики производственного процесса, дополнительно принимаются локальные нормативные акты.

   В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатели вправе   принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

  Так, в целях регламентирования правил планирования и правил исполнения графика труда и отдыха (ROSTER) членов ЭВС в АК 30.11.2022 г. приняты Правила планирования и выполнения графика труда и отдыха членов ЭВС ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее- Правила), разработанные в соответствии с ТК РФ, Положением 139 и РПП АК (пункт 1.1 Правил).

Порядок внесения изменений в ROSTER члена ЭВС, находящегося в базовом аэропорту, регулируется разделом 9 Правил.

 Пунктом 9.1 Правил устанавливается возможность внесения изменений в график труда и отдыха за 5 дней до момента наступления запланированного события, как и в требовании пункта 20.1 Приложения А-7.1 к РПП АК.

 Но, в отличии от условий, указанных в пункте 20.1 Приложения А-7.1 к РПП АК, в котором изменения допускаются в случае производственной необходимости и с учетом мнения профсоюзного органа работников, в пункте 9.1 Правил указанные изменения считаются плановыми и предусматривают  только оповещение члена ЭВС без учета мнения профсоюзного органа работников и получения согласия работника.

   Трудовым кодексом РФ не определено понятие «производственная необходимость» и что к нему относится. Но, как правило, под производственной необходимостью понимается потребность выполнения срочных, непредвиденных (незапланированных) заранее работ, от своевременного выполнения которых зависит нормальное функционирование предприятия, организации или отдельных подразделений.

  Изменение графика работы в установленные законодательством сроки и в установленном порядке служит мерой по обеспечению нормального функционирования предприятия при непредвиденных условиях и в данном контексте не может определяться как действие запланированного характера.

   Также, в пункте 9.1 Правил в случае сбойной ситуации по обеспечению графика движения рейсов АК устанавливается дополнительная возможность внесения изменений в график труда и отдыха более чем за 18 часов до момента наступления запланированного события. Причем, данное изменение также считается плановым и предусматривает только оповещение члена ЭВС без учета мнения профсоюзного органа работников и получения согласия работника.

   Более того, пунктом 9.1 Правил предусмотрено оперативное внесение изменений за 18 часов и менее, но не менее чем за 4 часа до момента наступления события. Эти изменения предусматривают согласование с членом ЭВС и дополнительное оповещение члена ЭВС по телефону.

    Трудовое законодательство предусматривает 2 способа изменения графика работы сотрудника: либо только по соглашению с работником в соответствии со статьей 72 ТК РФ, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

  Причем, вне зависимости от оснований (организационных или технологических) для изменений, определенных сторонами условий трудового договора, статьей 74 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя уведомить работника о предстоящих изменениях в письменном виде не позднее чем за 2 месяца.

   Иных положений, регулирующих сроки, порядок и условия внесения изменений в графики работы сотрудников в трудовом законодательстве,  не предусмотрено.

   По общему правилу, график работы вводится в действие путем издания соответствующего приказа. Изменение и дополнение графика работы должно происходить в том же порядке, который установлен для его утверждения.  Для внесения изменения в график работы работодатель должен уведомить сотрудника под роспись с приказом об изменении графика работы либо письменным уведомлением о внесенных в график изменениях. В случае согласия работника с новыми условиями, с ним подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72, 74 ТК РФ).

    В соответствии с требованиями статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, на основании положений трудового законодательства и, учитывая специфику работы авиакомпании, внутренние и внешние условия, в которых вынуждена функционировать отечественная авиационная отрасль, внесение изменений в графики работы членов ЭВС возможно:

– не позднее чем за пять дней до введения их в действие – на основании пункта 20.1 Приложения А-7.1 к РПП авиакомпании (в случае производственной необходимости, с учетом мнения профсоюзного органа работников),

 

– позднее чем за пять дней до события – на основании требований статьи 72 ТК РФ и локального нормативного акта (в случае производственной необходимости, только с согласия работника).

Для корректного и правомочного применения порядка и условий внесения изменений в графики работы сотрудников необходимо установить в соответствующем контексте термины: «производственная необходимость», «сбойная ситуация»; понятие «изменение в график работы»(содержание понятие, применение и т.д.); определить процедуру (порядок) согласования изменений графика с работником;  освободить работника от ответственности в случае обоснованного отказа от внесения  изменений в график работы.

На основании приказа по АК №61 должностные оклады членов летных экипажей ВС  с 01.06.2023 повышаются почти  на 25%, комплексные часовые тарифные ставки почти на 10,5%. Значения надбавок, доплат и премиальных выплат, представляющие собой % от ДО, будут соответственно пересчитаны. Размеры других надбавок (например, за качество) и компенсационных выплат (например, за служебные поездки) остаются без изменений.

   В соответствии с положением пункта 2.1.2.с Положения об организации оплаты труда членов ЛЭ ВС сдельная оплата труда производится в зависимости от общей продолжительности полетного времени:

– до 65 часов за календарный месяц – по комплексной часовой тарифной ставке;

-от 65 до 80 часов за календарный месяц – по комплексной часовой тарифной ставке с коэффициентом 2.0;

Свыше 80 часов за календарный месяц – по комплексной часовой тарифной ставке с коэффициентом 2.3.

 На ежегодный основной оплачиваемый отпуск имеет право любой работник, с которым заключен трудовой договор. По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (ст.115 ТК РФ).

 

     Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы предусмотрен статьей 118 ТК РФ.  В соответствии со статьей 116 ТК РФ порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (в том числе за особый характер работы) определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

     Предоставление дополнительного отпуска членам летных и кабинных экипажей воздушных судов АК «Уральские авиалинии» регламентировано приложением №6 к Коллективному договору «Положение о порядке предоставления дополнительных отпусков работникам ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее- Приложениеи№6).

     В соответствии с пунктом 2.4.2 Приложения №6 членам летных экипажей ВС (командир ВС, второй пилот)  дополнительный отпуск за работу в особых условиях предоставляется продолжительностью в зависимости от полетного времени, например,  при полетном времени до 50 часов – 10 дней, от 51 до 100 часов- 14 календарных дней.

 

     Таким образом, имея полетное время более 51 часа, например, за январь, в феврале уже есть основание оформить отпуск на 14 календарных дней.

 

       При составлении графика отпусков на следующий год указывается то количество дней отпуска, на которое вправе претендовать каждый конкретный работник. В графике отпусков учитываются абсолютно все дни отпуска, положенные работнику: суммируются дни основного отпуска (как за очередной год, так и «не отгулянные остатки» за предыдущие годы) и дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством и/или предусмотренного коллективным договором/локальным нормативным актом. Если в графике отпусков не учтены все положенные работнику дни отпуска (основного, дополнительного, за очередной, предыдущий год), это не является основанием для непредоставления работнику «заработанного» отпуска (но, даты и сроки – по согласованию с работодателем).

 

     Таким образом, не учет (не планирование) всей положенной продолжительности отпуска работнику при наличии задолженности по отпуску за предыдущие годы и документированный обоснованный отказ от предоставления отпуска (на письменное заявление) в предыдущем периоде (год),  является также основанием для оформления отпуска вне графика.

 

        В ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работники должны уходить по графику. В этом случае заявление на отпуск работник может не писать. Но, если по какой-либо причине сотрудник с согласия работодателя (оно обязательно) отправляется в отпуск вне графика, то без соответствующего заявления не обойтись.

 

Заявление на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может выглядеть следующим образом:

 

                                                                                                          Генеральному директору

                                                                                                          АК «Уральские авиалинии»

                                                                                                          от КВС А320 Иванова И.И

 

                                                          Заявление

       В соответствии со статьей 118 Трудового кодекса РФ прошу предоставить мне ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы с 10.02.2022 на 14 календарных дней.

 

02.02.2022.                                                                            Иванов И.И.

 

Для информации:

 

9 лет назад 30.01.2013 года Верховный суд  Российской Федерации своим решением  № АКПИ12-1305  оставил без удовлетворения основную часть заявления ОАО «Аэрофлот» об признании Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. N 50(далее-Правила) недействующими.

Таким образом, была подтверждена легитимность применения Правил в части, закрепляющий круг названных работников, регламентирующей условия предоставления дополнительного отпуска  и  нормативы продолжительности дополнительного отпуска (с условием перевода их из рабочих дней в календарные).

 На ежегодный основной оплачиваемый отпуск имеет право любой работник, с которым заключен трудовой договор. По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (ст.115 ТК РФ).

 

     Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы предусмотрен статьей 118 ТК РФ.  В соответствии со статьей 116 ТК РФ порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (в том числе за особый характер работы) определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

     Предоставление дополнительного отпуска членам летных и кабинных экипажей воздушных судов АК «Уральские авиалинии» регламентировано приложением №6 к Коллективному договору «Положение о порядке предоставления дополнительных отпусков работникам ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее- Приложениеи№6).

     В соответствии с пунктом 2.4.2 Приложения №6 членам летных экипажей ВС (командир ВС, второй пилот)  дополнительный отпуск за работу в особых условиях предоставляется продолжительностью в зависимости от полетного времени, например,  при полетном времени до 50 часов – 10 дней, от 51 до 100 часов- 14 календарных дней.

 

     Таким образом, имея полетное время более 51 часа, например, за январь, в феврале уже есть основание оформить отпуск на 14 календарных дней.

 

       При составлении графика отпусков на следующий год указывается то количество дней отпуска, на которое вправе претендовать каждый конкретный работник. В графике отпусков учитываются абсолютно все дни отпуска, положенные работнику: суммируются дни основного отпуска (как за очередной год, так и «не отгулянные остатки» за предыдущие годы) и дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством и/или предусмотренного коллективным договором/локальным нормативным актом. Если в графике отпусков не учтены все положенные работнику дни отпуска (основного, дополнительного, за очередной, предыдущий год), это не является основанием для непредоставления работнику «заработанного» отпуска (но, даты и сроки – по согласованию с работодателем).

 

     Таким образом, не учет (не планирование) всей положенной продолжительности отпуска работнику при наличии задолженности по отпуску за предыдущие годы и документированный обоснованный отказ от предоставления отпуска (на письменное заявление) в предыдущем периоде (год),  является также основанием для оформления отпуска вне графика.

 

        В ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работники должны уходить по графику. В этом случае заявление на отпуск работник может не писать. Но, если по какой-либо причине сотрудник с согласия работодателя (оно обязательно) отправляется в отпуск вне графика, то без соответствующего заявления не обойтись.

 

Заявление на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может выглядеть следующим образом:

 

                                                                                                          Генеральному директору

                                                                                                          АК «Уральские авиалинии»

                                                                                                          от КВС А320 Иванова И.И

 

                                                          Заявление

       В соответствии со статьей 118 Трудового кодекса РФ прошу предоставить мне ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы с 10.02.2022 на 14 календарных дней.

 

02.02.2022.                                                                            Иванов И.И.

 

Для информации:

 

9 лет назад 30.01.2013 года Верховный суд  Российской Федерации своим решением  № АКПИ12-1305  оставил без удовлетворения основную часть заявления ОАО «Аэрофлот» об признании Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. N 50(далее-Правила) недействующими.

Таким образом, была подтверждена легитимность применения Правил в части, закрепляющий круг названных работников, регламентирующей условия предоставления дополнительного отпуска  и  нормативы продолжительности дополнительного отпуска (с условием перевода их из рабочих дней в календарные).

  1. Какой статус дней с 30 октября по 7 ноября 2021 года?

    В Указе все дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года определены как “нерабочие дни с сохранением заработной платы”. Получается, что у этих дней особенный статус. Однако в силу прямого указания закона (ст. 112 Трудового кодекса) 4 ноября является нерабочим праздничным днем, даже после издания Указа. Дни же, когда работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, по смыслу ст. 106 и  ст. 111 ТК РФ являются выходными днями. Таким образом, тот или иной день в период с 30 октября по 7 ноября 2021 года может иметь статус не только “нерабочего дня с сохранением заработной платы”, но и статус выходного или нерабочего праздничного дня.

  1. Как оплачиваются эти нерабочие дни?

   Опираясь на опыт реализации предыдущих указов предполагается, что работодатель должен считать фактически отработанными все рабочие дни по графику работы работника, которые приходятся на нерабочий период, и рассчитывать размер оплаты труда исходя из этого.

    Работники со сдельной системой оплаты труда должны получить за нерабочие дни вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя, при этом заработная плата должна быть выплачена в том же размере, если бы работник полностью отработал нерабочие дни – выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате.

  Заработная плата включает в себя в том числе и компенсационные и стимулирующие выплаты.  Поэтому, работники имеют право получить за нерабочий период доплату за работу в ночное время (если по их графику в нерабочем периоде была запланирована такая работа), доплаты за работу во вредных условиях труда, надбавки за стаж,  квалификацию и так далее. То же можно сказать и о размере премий, условия начисления которых работник выполнил, несмотря на свое отсутствие на работе в нерабочие дни. Работнику должны быть начислены районные коэффициенты.

   На основании письма Роструда №990-Т3 нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября включительно должны быть оплачены в одинарном размере.

    Если работник должен был работать 4 ноября, предполагается, что он должен получить заработную плату за этот день в том же размере, как если бы отработал, т.е. по правилам ст. 153 ТК РФ (зарплата рассчитывается в двойном размере).

   Больничное пособие должно быть выплачено за все календарные дни болезни. С 30 октября по 7 ноября сотруднику будут оплачены все дни болезни. Первые три дня — работодатель, последующие — Фонд социального страхования.

  1. Можно ли привлечь к работе в нерабочие дни?

    Как и для нерабочих дней в мае 2021 года, снова установлено, что органам публичной власти, иным органам и организациям необходимо определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни функционирование этих органов и организаций.   Привлечение к работе абсолютно всех работников в нерабочие дни не будет соответствовать смыслу Указа.  

    В ситуации когда один из работников, занимающих одинаковую должность и выполняющих одинаковую работу, трудится в нерабочие для него дни, а другой – нет, наиболее справедливым представляется  применение правила ст. 153 ТК РФ. Однако, по мнению Минтруда России, оплата труда работников, которые привлечены к работе в нерабочие дни, производится в обычном, а не повышенном размере, повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно.

  1. Как учитываются дни с 30 октября по 7 ноября 2021 г. в табеле учета рабочего времени?

    Поскольку трудовое законодательство не содержит понятия “нерабочий день” в качестве отдельного вида времени отдыха, в унифицированных формах табелей учета рабочего времени не предусмотрено какого-либо обозначения для таких дней. 

     При этом, учитывая выраженную в рекомендациях Минтруда России позицию о необходимости оплаты нерабочих дней как фактически отработанных, работодателям также целесообразно указывать количество рабочих часов по графику работника, приходящихся на нерабочий день. Следует также фиксировать часы, которые по графику работника должны были быть отработаны в ночное время. 

   Дни отпусков, временной нетрудоспособности, приходящиеся на нерабочие дни, «табелируются» в обычном порядке. 

   Норма рабочего времени за октябрь и ноябрь не уменьшается, также не будет изменений в производственном календаре.

  1. Что делать с отпуском, выпадающим на нерабочие дни?

       Если начало отпуска выпадает на нерабочие дни, само по себе это не является основанием для его переноса. Однако отпуск может быть перенесен на другое время по соглашению сторон (см. п. 19 информации Роструда от 13 апреля 2020 г., письмо Минтруда России от 23 апреля 2020 г. № 14-2/10/П-3710

   Если работник находится в отпуске в период нерабочих дней, то, по мнению Минтруда России, отпуск на нерабочие дни не продлевается. 

    Исключение составляет 4 ноября, который является нерабочим праздничным днем. Согласно ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Следовательно, праздник 4 ноября, пришедшийся на период ежегодного отпуска, увеличит продолжительность непрерывного времени отдыха работника на один день (но не продолжительность самого отпуска).

Действительно, из минимальных требований по обеспечению отдыха членов экипажей ВС (ЭВС) при нахождении вне базы при заключении КД был убран пункт о предоставлении условий проживания в гостинице на уровне не ниже 3-х звезд. 

Пункт 9 (подпункт е) Приказа Минтранса №139 и Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС АК «Уральские авиалинии»  определяет условия в местах  для отдыха как место по  предоставлению условий  в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям . Минимальные требования по обеспечению отдыха членов экипажа установлены в Приложении № 4 к настоящему Положению.

В целях предоставления   возможности расширения списка учреждений для заключения договоров на размещение и проживание членов ЭВС в гостиницах,  соответствовавших установленным требованиям, но не имеющим звездной категории, а также недопустимости исключения участия  гостиницы из тендера на заключение договоров на проживание членов ЭВС по  причине не соответствия гостиницы уровню звездной категории, хотя бы по одному не существенному параметру (например, наличие резервной системы горячего водоснабжения или  невозможность дозвониться в другую страну из вестибюля), требование по организации условий проживания в гостиницах на уровне не ниже 3-х звезд было убрано.

Условия выполнения полетов и особенности предоставления полноценного отдыха членов ЭВС во внебазовых аэропортах в период  ограничительных мероприятий  с марта 2020 года ( когда была ограничена работа значительного количества гостиниц), подтвердили правильность принятого решения. Также необходимо учитывать сокращение  вариантов по доступным гостиницам по критерию  их удаленности  от аэропорта. 

Необходимо помнить,  требования по условиям проживания остаются прежними и при отсутствии необходимых условий, удовлетворяющих данным требованиям, ЭВС вправе отказаться от размещения. 

Нет оснований для ухудшения условий  по обеспечению отдыха членов экипажей ВС  при нахождении вне базы

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со статьей 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме.

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (часть 1 статьи 74 ТК РФ).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено (часть 2 статьи 74 ТК РФ).

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 3 статьи 74 ТК РФ).

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ (часть  4 статьи 74 ТК РФ).

В соответствии с абзацем 7 части 7 статьи 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ).

Мы летали в одном самолёте с больными, вывозили больных в пиковый период, заражались сами, заражали семьи.Даже в пиковый период ни один не отказался от полётов.

Люди не летают по долгу. Семьи теряют доходы. Пилоты – квалификацию.

Шанс вернуться в профессию после обследований не велик

ВЛЭК придумал целую процедуру с анализами и КТ. Члены профсоюза за свой счёт проходят их. 

 

ВОПРОСЫ:

1.Что компания вместе с профсоюзом сделала для защиты пилотов, проводников и их семей в случае временной потери трудоспособности и при потере профессии из-за последствий коронавируса?

2.Проверялись ли полномочия ВЛЭК поустановлению процедуры возвращения после болезни?

3.Что  центральный орган профсоюза рассматривал в этом контексте  на уровне Правительства РФ и других?

ОТВЕТЫ:

Меры, предпринятые авиакомпанией и профсоюзом летного состава, уменьшающие случаи заражения коронавирусом:

 

Самоизоляция работников старше 65 лет. положительный момент- отсутствие на рабочих местах работников данной категории не только сократило риски заболевания отсутствующих работников, но и уменьшило плотность работников на  площадь помещения. Работодатель не несет финансовой нагрузки на выплату ЗП работникам данной категории. Негативный момент- оставшиеся работники вынуждены распределять объем работы отсутствующего работника , при условии, если он не работает дистанционно.

 

Работа на удаленке(дистанционная работа), обеспечиваетсяпочти круглосуточная поддержка производственного процесса. Ограничение возможности отсутствия специалистов (особенно, оперативных) на рабочих местах  обуславливается сложностью обеспечения грузовых рейсов в Китай и Европу. Не применима  у отдельных категорий по причине специфики профессии(в том числе, у пилотов).

 

 –  Изменение характера перевозок (выполнение грузовых рейсов), способствовало уменьшению рисков заражений коронавирусом по причине отсутствия пассажиров. Но с другой стороны, увеличило недовольство летного состава по их выполнению, что привело к  накоплению стрессовых настроений и потенциально увеличило риски общих заболеваний.

 

ПОЛС временно приостановила:

– пользование услугами бассейнов «Кристалл», «Юность»,

– программу посещений массовых спортивных и культурно-массовых мероприятий, в том числе, отказ от корпоративного вечера и новогодних утренников.

 

1.В случае временной потери трудоспособности и при потере профессии из-за последствий коронавируса либо других заболеваний:

А) Авиакомпания

–  предоставляет работнику временное место работы по возможности,

–  организует  возможностьбесплатной сдачианализов работникам АК на базе нашей ВЛЭК,

– заключаетдоговор с фирмой «Магнетик» на проведение бесплатной бесконтактной (проведение в строго определенное время без контактов с медперсоналом) процедуры КТ для работниковАК.

Б) Профсоюз  осуществляет

–  проведение консультаций членов ПОЛС по вопросам минимизации финансовых потерь доходов в период временного отстранения от полетов(оптимальный график «работы», пошаговые инструкции использования событий графика).В настоящий момент, возможности по такой оптимизации ограничены,

– оказание материальной помощина лечение и оздоровление по заявлениям,                                                      

 – выдачу компенсации обоснованных расходов, понесенных членом ПОЛС при проведении процедуры КТ, консультаций с врачом-инфекционистом, врачом-пульмонологомпо заявлению,

-содействие в составлении и подаче апелляции на решение ВЛЭКпри отрицательноммедицинском заключении,

– подбор альтернативного места прохождения мед. комиссии, в том числе, на базе ЦВЛЭК.

2.Процедура  возвращения и допуска специалиста после перенесеннойболезни разработана нашим ВЛЭК на основании рекомендации ЦВЛЭК «Алгоритм медицинского освидетельствования в условиях пандемии COVID-19» № 372 от 06.11.2020 г.ВЛЭК адаптировал требования  к нашей ситуации: на данный момент выполняются не все рекомендации ЦВЛЭК, при определенных показателях (сочетании показателей) вместо КТ проводится флюорография, иные требования по ряду обследований. В связи с отсутствием статистики и невозможности  прогнозирования реальных последствий коронавируса на здоровье пилота, есть необходимость проведения дополнительной разработанной процедуры.

3.На одной из рабочих комиссий (РТК), одним из пунктов повестки дня было создание документа, регулирующего   процедуры, связанные с коронавирусом в этом контексте.

Требования по медицинскому освидетельствованию  в новом проекте  ФАП адаптируются к требованиям ИКАО(включены 14 поправок ПОЛС).

Президент ПЛС России планирует выступление  на Общественном Совете по вопросу внесения предложений  в ТК  по нормам обязательной компенсации работнику после последствий, вызванных  заболеванием коронавирусом.

Ответ на данный вопрос определен требованиями Положения об особенностях режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее – Положение).

 В данном случае речь идет  о полетной смене- периоде рабочего времени от начала времени предполётной подготовки до завершения послеполётных работ.

Пункт 9 Положения определяет  составляющие полетной смены, в том числе, время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице.

Основной критерий, на который необходимо опираться по обоснованию необходимости размещения ЭВС в гостинице-это соблюдение установленной продолжительности полетной смены.

Максимально допустимая продолжительность полётной смены члена лётного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в Приложении № 1 к  Положению(п.16 Положения).

Время ожидания во внебазовом аэропортах включается в полетную смену, если члену экипажа не были предоставлены условия для отдыха в гостинице.

Таким образом, если у членов ЭВС планируемая продолжительность полетной смены при условии длительного ожидания во внебазовом аэропортупри промежуточных посадках, и, не предоставлении  условий для отдыха в гостинице, превышает максимально допустимую продолжительность полётной смены, необходимо  размещение членов ЭВС в гостинице.

Согласно п.27. Положения  время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полётными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания, если были предоставлены условия для отдыха в гостинице и учитывается как рабочее время за учетный период. 

Отдел контроля и оперативного управления ЭВС, в этом случае принимает в расчет целесообразность размещения ЭВС в гостинице при непродолжительном времени ожидания рейса во внебазовом аэропорту. Поэтому,  при настройке программы планирования ЭВС было заложено правило “размещение в гостинице от 5 часов”. Данное требование было принято из расчета: 1 час предполетная + 30 минут послеполетная (выход из ВС по прибытии пассажиром) + 30 минут следование до гостиницы и оформление в гостинице – итого 2 часа + 3 часа на отдых в гостинице . Поэтому, в целях регламентирования, организации и осуществления предварительного заказа гостиниц  отделуконтроля и оперативного управления ЭВС необходимо установить минимальное время размещения.

В любом случае,максимально допустимая продолжительность полётной смены члена лётного экипажа  не может превышать установленных  значений.

Необходимо помнить, что командир воздушного судна обладает правом, как увеличить установленную продолжительность полётной смены ,  так и увеличить продолжительность отдыха, с тем чтобы исключить неблагоприятные последствия для безопасности полетов(глава 14 Положения).

l) Да, при соблюдении условий, установленных Приложением №22 к приказу Министерства транспорта РФ от 30.09.2016 №285, у Вас есть такая возможность.

1.Нагрудным знаком отличия “За безаварийный налет часов” (далее – нагрудный знак отличия) награждаются работающие пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты, пилоты-наблюдатели воздушных судов гражданской авиации, соблюдающие требования воздушного законодательства Российской Федерации и не допустившие авиационных происшествий или инцидентов, а также случаев нарушения производственной и трудовой дисциплины, угрожающих безопасности полетов.

2.Нагрудный знак отличия имеет три степени:I степени(высшая степень),II степени, III степени.

  1. Нагрудным знаком отличия I степени награждаются лица:

летного состава высших и средних учебных заведений гражданской авиации при безаварийном налете 5000 часов;

летного состава, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие воздушные суда и вертолеты всех типов, при безаварийном налете 7000 часов;

летного состава, эксплуатирующие самолеты 1, 2 и 3-го класса, при безаварийном налете 10000 часов.

Нагрудным знаком отличия  II степени награждаются лица:

летного состава высших и средних учебных заведений гражданской авиации при безаварийном налете 3000 часов;

летного состава, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие воздушные суда и вертолеты всех типов, при безаварийном налете 5000 часов;

летного состава, эксплуатирующие самолеты 1, 2 и 3-го класса, при безаварийном налете 7000 часов.

Нагрудным знаком отличия  III степени награждаются лица:

летного состава высших и средних учебных заведений гражданской авиации при безаварийном налете 1000 часов;

летного состава, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие воздушные суда и вертолеты всех типов, при безаварийном налете 3000 часов;

летного состава, эксплуатирующие самолеты 1, 2 и 3-го класса, при безаварийном налете 5000 часов.

  1. II) К сожалению, права на присвоение звания «Ветеран труда» нагрудный знак «За безаварийный налет часов» не дает.

 Ранее, до введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 “О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия” (далее –Постановление № 578) и Приказа Министерства транспорта РФ от 30 сентября 2016 года №285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской федерации»(далее Приказ № 285), звание «Ветеран труда» могло быть присвоено члену летного ЭВС при наличии нагрудного знака отличия “За безаварийный налет часов”(I и II степени)  и/или наличии других ведомственных наград (знаки отличия, медали, нагрудные знаки, благодарность Министра транспорта РФ, почетный диплом Министерства транспорта РФ).

Постановление № 578 обязало Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации(в том числе Министерство транспорта РФ), в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Приказом № 285 Министерство Транспорта установило, что  ведомственным знаком отличия Министерства транспорта Российской Федерации, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”, является нагрудный знак “Почетный работник транспорта России”.

Таким образом, единственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”, является нагрудный знак “Почетный работник транспорта России”.

Порядок награждения ведомственными наградами Министерства транспорта Российской Федерации (в том числе, нагрудным знаком “Почетный работник транспорта России”) установлен приложением № 1 к  приказу № 285.

Детальный Комментарий по данному вопросу от вице-Президента ПЛС РФ Вечирко В.В.

Как правило, претендовать на санаторно-курортное лечение (СКЛ) могут работники АК:

– прошедшие периодическийпрофосмотр и получившие рекомендации врача на СКЛ с записью в медицинском заключительном акте(в соответствии с пунктом 3д Правил*),

– предпенсионеры (в соответствии с пунктом 3н Правил*),

– лётный состав по рекомендации врача ВЛЭК.

Периодический осмотр работники АК   проходят, как правило, один раз в два года, летный состав – ежегодно. Запись рекомендации врача на СКЛ в заключительном акте является обязательным основанием для СКЛ и дает право работнику АК на однократное получение путевки (кроме ЛС) в санаторий в межкомиссионный период.

Планируя СКЛ в следующем  году,  работнику необходимо  пройти периодический  медицинский осмотр, получить рекомендацию врача  с записью о рекомендации  в заключительном акте и зарезервировать желаемый период в графике отпусков в декабре текущего года (для лётного состава проведение санаторно-курортного лечения рекомендуется перед ВЛЭК).

Осуществление практической работы по санаторно-курортному лечению в АК, в том числе порядок приобретения, распределения и оплаты  путевок  регламентируется Положением о комиссии по санаторно-курортному лечению, оздоровлению и социальному страхованию работников ОАО АК «Уральские авиалинии» и членов их семей.

Но  факторы, связанные с изменением законодательной нормативной базы по профилю,  с эпидемиологической обстановкойв стране, с финансовым положением в АК,  вносят свои коррективы в процесс организации и осуществления санаторно-курортного лечения. В 2020 году ситуация следующая:

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ в АВИАКОМПАНИИ в 2020 году.

5 шагов, необходимых для оформления санаторно-курортного лечения

  1. Определиться с санаторием и желаемой датой заезда. Выбрать на сайте URALPOLS.RU в модуле «Здоровье», в рубрике «Отдых и Оздоровление», в разделе «Санаторно-курортное лечение» желаемое лечебно-оздоровительное учреждение, с которым у  АК  заключен договор( из текущего списка санаториев).
  2. Определиться со сроком пребывания в санатории(минимальное количество дней 14, максимальное – 21 день), с датой заезда и выезда, предварительно согласовав отпуск у командования АЭ, ЛО, руководства служб и отделов, предварительно уточнив даты рейсов АК и забронировав авиабилеты,если Санаторий не в Уральском регионе.
  3. Посетить комнату 237 ( желательно за 1.5-2 месяца до планируемой даты заезда для своевременного заказа места в санатории) в главном офисе АК для получения информации о возможности получения путевки в выбранный санаторий в определенные даты:

– наличие основания для СКЛ (присутствие в заключительном акте, рекомендация врача),     – наличие мест в санатории(желаемый тип номерного фонда),

– наличие квоты для работников АК по финансовому обеспечению.

 Уточнить   возможность корректировки  дат при отсутствии билетов на желаемые даты при их оформлении (при отсутствии предварительного бронирования).

Получить  бланк заявления на санаторно-курортное лечение и бланк заявления на оформление льготного билета на пролет согласно п 9.5 Коллективного договора(при необходимости).


  1. Оформить проездные документы на заявленные даты. Заполнить заявление на получение путевки и акцептировать у командира АЭ, ЛО, начальника службы, отдела. Оформить медицинскую справку по форме №070/у у врача соответствующего подразделения(ЛО, наземных служб).
  2. Вторично посетить комнату 237 в главном офисе АК для оформления путевки (доверенности) на получение санаторно-курортного лечения, предъявив:

–  заполненное и акцептированное заявление,

– оформленный билет на пролет до места проведения оздоровления(вне Уральского Региона),

– медицинскую справку по форме №070/у.

Примечание: После оформления путевки необходимо оформить Санаторно-курортную карту –   медицинский документ,  в котором указывается информация об имеющихся заболеваниях, отсутствии противопоказаний к санаторнокурортному лечению и результатах медицинских исследований. Летный состав, как правило, оформляет данную карту у Врача ЛО, наземный состав- у Врача наземного состава. Есть возможность оформления карты по месту жительства или по прибытии в санаторий(за дополнительную оплату).

*-Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2020 №580.

Для более детальной информации работникам необходимо обратиться в комнату 237 в главном офисе АК (ПОЛС).

Большинство профессий сегодня подразумевает работу на компьютере в той или иной мере.
  У одних она занимает несколько часов в день, а кто-то трудится, не отходя от компьютера целый день. Сегодняшние технологии позволяют заявлять о безопасности такого времяпровождения. Излучения от экранов мониторов минимизированы, что сохраняет зрение и иные физические показатели. Однако никакие технологии не могут справиться с тем фактором, что работнику приходится целый день сидеть в одной позе и быть постоянно сконцентрированным на трудовом процессе.


  Такой напряженный график в течение каждого дня может нанести непоправимый вред здоровью человека и вызвать со временем ряд заболеваний. Обязанность руководителя сохранить здоровье подчиненных по максимуму, обеспечив им не только труд, но и своевременный отдых.

Перерывы при работе за компьютером — это обязательная норма, закрепленная в законодательных актах РФ.

Отдых в течение рабочего дня

Трудовой кодекс РФ регламентирует время работы и отдыха. В статьях ТК содержатся только общие нормы, которые устанавливают, что при 40-часовой рабочей неделе человек обязан трудиться 8 часов в день. Это время не должно быть беспрерывным. Оно прерывается для обязательного приема пищи, обеденные паузы чаще всего равны одному часу и делят рабочий день пополам. Кроме отдыха в период принятия пищи, некоторые профессии подразумевают обязательность технологических перерывов, которые призваны снять усталость организма и вернуть концентрацию для дальнейшего качественного выполнения трудовых обязанностей.
  Технические паузы непременно должны быть прописаны во внутренних локальных документах организации для каждой отдельной группы работников, которые по роду своей деятельности должны быть ими обеспечены. Временное невыполнение обязанностей не исключается из общих рабочих часов. Чаще всего такой отдых является непродолжительным и направлен на то, чтобы человек мог отвлечься от выполняемых операций, немного разгрузиться физически и психологически.


Правовая регламентация

Работодатели при организации труда на предприятии, прежде всего, обязаны ориентироваться на нормы Трудового кодекса. В ТК РФ есть две статьи, которые напрямую регулируют вопрос дополнительного отдыха:

 

– Ст.107 говорит, что перерывы в течение смены это один из видов обязательной разгрузки от работы.

– Ст.109 в пункте 1 устанавливает, что есть профессии, которые требует специальных перерывов в течение смены.

Трудовой кодекс не конкретизирует, кому и сколько времени следует выделять и оставляет этот вопрос открытым для работодателей.

Но есть нормативные акты, регламентирующие технологические перерывы. Так Приложение №7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.2/2.4.1340-03”  определяет рекомендации и предложения  по организации работы с ПЭВМ работника, в том числе по технологическим перерывам:

 

«1.2. Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

 Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

  • группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;
  • группа Б – работа по вводу информации;
  • группа В – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

 

При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

  • для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену;
  • для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену;
  • для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 ч за смену.

 

В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов.

 

Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ

1.3. Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него.

 При возникновении у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, рекомендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ.

 

 1.4. В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 мин через каждые 45 – 60 мин работы.

 1.5. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 1 ч.

 

 1.6. При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 ч), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30 %.

 

1.7. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений.

 

 1.8. Работающим на ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня рекомендуется психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки)».

 

 В типовой инструкции Р-45-084-01 прописано, что для работников,чьи непосредственные профессиональные обязанности связаны с постоянным трудом на компьютере,работа должна прерываться не реже чем один раз в два часа.

Каждые два часа работник имеет право покинуть рабочее место. Время перерывов, как правило, прописывается в Правилах внутреннего трудового распорядка(далее- ПВТР), а также может быть внесено в трудовой договор и должностную инструкцию.

 

В правилах внутреннего трудового распорядка(ПВТР) авиакомпании продолжительность перерывов и их периодичность  конкретно не прописана.  Также не внесены данные нормативы в трудовой договор работника и должностную инструкцию.

Регламентация перерывов для работников АК определена в инструкции по охране труда №7.6-01-15 от 03.08.2015 г.

Пункт 1.17 Инструкции:

«Режим работы и отдыха должен зависеть от характера выполняемой работы. При 8-ми часовой рабочей смене и работе ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать: через 2 часа от начала рабочей смены продолжительностью 15 минут».

Регламентированные перерывыпри 12-ти часовой рабочей смене и работе ВДТ и ПЭВМ в инструкции не определены.

 

При ознакомлении с рейсами в LSY NETLINE CREW обнаружил, что продолжительность запланированной полетной смены одного из рейсов с временем вылета по расписанию 22.00 местного времени для штатного ЭВС 12 часов 05 минут. И это при условии, что рейс международный, на предполетную подготовку выделен 1 час и послеполетный разбор-30 минут в соответствии с установленным в РПП технологическим графиком. На просьбу о предоставлении усиленного члена экипажа, отдел планирования ссылается на звёздочку из РПП, где указана возможность ее продления на один час. Правомочно ли мое требование о планировании данного рейса усиленным составом ЭВС? Какие мои следующие действия при отказе специалистов планирования назначить на данном рейсе усиленный ЭВС?

В соответствии с пунктом 6.2 Приложения А-7.1 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС ОАО АК «Уральские авиалинии»(далее-Положения) максимально допустимая продолжительность полётной смены члена лётного

экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в Приложении No1 к Положению.

Для штатного (минимального состава)летного ЭВС при базовом времени явки с 06.01 до 21.59 при количестве посадок 1-2 максимальная продолжительность полетной смены составляет 12 часов 00 минут.

По согласованию с профсоюзным органом работников продолжительность  полетной смены с 1-2 посадками ВС может быть увеличена на 1 час, но не более 2-х раз за 7 последовательных дней.

 

Примечание, помеченное звездочкой и указанное ниже таблицы, говорит только о имеющейся возможности увеличения определенных норм продолжительности полетной смены по согласованию с профсоюзным органом, а не об установленных согласованных нормативов для применения в планировании. Чтобы планировать такие увеличенные полетные смены работодатель должен согласовать данное увеличение на конкретном рейсе(направлении) с профсоюзным органом работников

Механизм и процедура согласования не прописаны ни в нормативных отраслевых актах, ни в локальных актах, а значит могут быть осуществлены  в произвольной форме, установленной в локальном акте(по примеру согласования продления месячной нормы полетного времени с работником и профсоюзным органом).

 

В процедуре согласования  профсоюзный орган работника, как правило, учитывает:

– статистику фактической продолжительности полетной смены конкретного рейса(направления),

– долю фактического ночного времени в общей продолжительности полетной смены,

– выполнение обязательств со стороны работодателя по установленным дополнительным  выплатам на данных рейсах и т.д

 

Отдел планирования экипажей ВС на рейсы должен быть осведомлен о факте согласования увеличения продолжительности полетного времени на конкретном рейсе (направлении ) и использовать данный факт для планирования экипажей ВС на рейсы с учетом установленных примечанием ограничений (1-2 посадки, не более 2-х раз за 7 последовательных дней).

 

 Таким образом, Ваше действие по требованию планирования данного рейса усиленным ЭВС правомерно, соответствует требованиям нормативных и локальных актов.

 В случае отсутствия согласования по увеличению продолжительности полетной смены и отказа отдела планирования назначить на данный рейс усиленный ЭВС, Вы вправе отказаться от запланированного рейса.

Для проведения детальной проверки по факту нелегитимного планирования рейсов, необходимо предоставить  информацию в Совет ПОЛС по телефону  345-34-93 или на почту o.kotov@u6.ru или через настоящий сайт, используя модуль «обратная связь».

Чтобы разобраться в чем отличие: служебная поездка или командировка обратимся к положениям действующего законодательства, регламентирующим эти понятия.

Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ)    

 

Служебная поездка, в свою очередь, характерна для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. При этом такие поездки служебными командировками не признаются. 

Из некоторых нормативных документов можно сделать вывод, что носящей разъездной характер считается работа, при выполнении которой осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории при возможности ежедневного возращения к месту жительства. То есть, как правило, в пределах населенного пункта или области.

Но если исходить из положений ст. 168.1 ТК РФ, такой работник, как и в командировках, может выезжать на более далекие расстояния и не всегда возвращается домой в тот же день. Поэтому главным признаком разъездного характера работы можно назвать то, что такие поездки происходят постоянно.  

Основные отличия командировки и служебной поездки:

Характер занятости, трудовые функции – служебные поездки предполагают регулярные постоянные разъезды, работу в пути или в полевых условиях,  разъезды входят в трудовую функцию работника.  Командировки же осуществляются периодически, нерегулярно, на период, определенный командировочными документами. Это отметил Роструд в Письме от 12.12.2013 № 4209ТЗ. Командировка предполагает поездку с отдельным поручением.

Распорядок трудового режима – может различаться для командированных лиц, совпадая с выходными днями/праздниками при направлении в командировку. Работники, находящиеся в командировке, подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха организации, в которую они командированы. Для сотрудников, находящихся в служебных поездках, действует общий трудовой распорядок организации.

Расчет среднего заработка – командированные лица за дни поездок получают зарплату, исходя из средней величины; работники в пути – на основании действующей на предприятии системы оплаты труда.

Оформление – все командировки требуют обязательного оформления приказа руководителя, предоставления авансового отчета, документов, подтверждающих расходы. На служебные поездки издание отдельного приказа не нужно, так как условия занятости оговариваются в трудовом договоре. Требований об оформлении каких-либо документов на каждую поездку сотрудника с разъездным характером работы в законодательстве нет, порядок их оформления полностью зависит от работодателя.

Работодатели могут самостоятельно разработать (в том числе на основании унифицированных форм) определенные документы, позволяющие вести учет служебных поездок (сколько их было, в какие организации, сколько времени на них было затрачено и т.д.): распоряжения, служебные задания и т.п.  

Требования действующего трудового законодательства по организации, порядку оформления и выполнения служебных командировок и служебных поездок нашли отражение в приложениях к КД: соответственно Приложение №7 и Приложение №3.1.1.

 

Однодневная командировка предполагает, что работник направлен в местность, откуда имеется возможность ежедневного возвращения к месту постоянного жительства (п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее – Положение об особенностях).

В отношении однодневной командировки действуют общие правила статей 167, 168 ТК РФ о гарантиях, но с некоторыми изъятиями.

Так, расходы по проезду командированному работнику возмещаются всегда при предоставлении проездных документов, равно как и иные расходы, понесенные с разрешения/ведома работодателя.

Расходы по найму жилого помещения возмещаются лишь в случаях, когда по согласованию с руководителем организации работник по окончании рабочего дня остается в месте командирования, и при предоставлении соответствующих документов (чеков из гостиницы, договоров с собственником жилья и т.п.).

Суточные расходы при командировках на 1 день по России не выплачиваются в силу прямого указания об этом в абзаце 4 п. 11 Положения об особенностях.

Не нашли нужного вопроса? 

Задайте его нам и мы оперативно ответим!