You are currently viewing Дополнительные отпуска лётному составу

Дополнительные отпуска лётному составу

На примере вопроса по дополнительному отпуску я представлю динамику  изменения подхода к этой проблеме чиновников и работодателей в рамках отчетного периода работы существующего состава Совета ПОЛС(март 2016-март 2020).

Особый характер летного труда,   нашел отражение в реализации Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных, приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. N 50. На данный момент –это основополагающий документ.

   Первые серьезные нападки на дополнительный отпуск летному составу были со стороны ОАО «Аэрофлот». Но, заявления ОАО «Аэрофлот» с просьбой признать Правила полностью недействующими Верховный Суд РФ  в 2013 году оставил без удовлетворения( Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2013 года № АКПИ12-1305).     Более того, представители Министерства транспорта РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ требование  ОАО «Аэрофлот» о признании Правил недействующими тогда не признали.  На настоящий момент ситуация изменилась. Министерство транспорта РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросу льгот и дополнительного отпуска выступает на стороне работодателя. Многие вопросы стали решаться кулуарно, порой не привлекая к вопросам регулирования социально-трудовых отношений   Российскую  трехстороннюю комиссию.

2013-2015 – год – годы затишья, разговоры были, не было проектов Правил 

2016 год – 2 попытки по сокращению вашего дополнительного отпуска,

Несмотря на то, что они были предприняты со стороны МАРАП, они были примитивными и безосновательными. Основной довод:  сократить отпуск необходимо- потому что он очень продолжительный. Тем не менее, на них пришлось отвечать.

И по запросу Вице-президента ПЛС России Вечирко В.П. мы составили перечень наиболее злободневных  вопросов к встрече с Министром Транспорта РФ  по 6 пунктам: специальная оценка условий труда, дополнительный отпуск летного состава, Положение «Об особенностях режима  рабочего  времени  и  времени  отдыха  членов  экипажей  ВС  ГА  РФ» (Приказ  Минтранса  России №139 от 21.11.2005) , Отраслевое тарифное соглашение или Отраслевые стандарты, Обучение и подготовка кадрового состава, Врачебно-Летная Экспертная Комиссия и ЦВЛЭК.

В июне 2017 начала применяться методика срочности в даче ответа на запрос:

  1.Президиум ПЛС России разослал в адреса Первичных профсоюзных организаций летного состава запрос Министерства Труда и Социальной Защиты РФ о рассмотрении предложения по возможности замены части дополнительного отпуска летного состава денежной компенсацией, причем предполагалось  это сделать вцелях повышения производительности труда (?!). Сроки  для ответа были строго определены. В четверг вечером запрос- в понедельник просят ответ.

Поэтому Совет ПОЛС за короткое время дал ответ на данный запрос в Президиум ПЛС России.

В ответе было указано, что  Министерство Труда и Социальной Защиты РФ своим проектом   пытается подменить  понятия «производительность труда» и «интенсификация труда».   Никакая денежная компенсация не обеспечит безопасность полетов без должного времени отдыха.

2. Менее как через неделю из Президиума ПЛС России был прислан проект  Постановления Правительства РФ «Об установлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей воздущных судов гражданской авиации» и пояснительная записка к проекту.

     Проект и пояснительная записка к нему была детально проработана членами Совета ПОЛС и подготовлен и выслан ответ(сроки ответа также были ограничены) в Президиум ПЛС России.  Смысл проекта был в том, что Приказ №50 необходимо отменить , так как он якобы ущемляет права  летного состава по основаниям того, что не дает в полной мере реализовать требования по ТК РФ по дополнительному отпуску летному составу за ненормированный рабочий день(у летчиков суммированный режим труда и отдыха и поэтому не пременим к ЛС)и за вредные условия труда. Здесь также просматривается лукавство разработчиков, так как доп отпуск возможен при уровне вредности не менее 3.2. А у пилотов сейчас 3.1.и даже если был бы 3.2, то количество дней доп отпуска, ограничивалось 7 днями.

    Так что  выявленная «забота»  Минтруда о соблюдении прав рассматриваемой категории работников  на получение дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, а также за работу с вредными условиями труда, оказалась пустым декларированием и фикцией, так как у данной категории работников отсутствуют основания для приобретения самого права.

      В результате, было указано, при отсутствии новых разработок, исследований в авиамедицине,   строго обоснованных научными подходами и сбалансированных между требованиями по безопасности полетов и экономическими желаниями эксплуатанта, отсутствии особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, поднимать вопрос об пересмотре количества представляемых членам экипажей ВС дней дополнительного отпуска преждевременно.

 Письмо –анализ был отослан в Президиум ПЛС России.

Август 2017

        В соответствии с протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 24.08.2017 подготовка проекта постановления Правительства РФ по дополнительным отпускам за особый характер работы членам ЭВС ГА поручена Министерству труда и социальной защиты РФ.

Работодатели выступали за передачу полномочий по установлению порядка  предоставления дополнительного отпуска за работу в особых условиях себе, для того, чтобы кол-во дней отпуска определять в коллективных договорах или локальных нормативных актах работодателя.

        Зная существующую ситуацию в отрасли и в отечественных авиакомпаниях,    работодатели в целях выполнения повышенного объема работ, приложат  все ресурсы и силы для возможной минимизации продолжительности дополнительного отпуска летному составу за особый характер работы или его монетизации.

   В ПЛС России было написано очередное письмо по  следующей попытке со стороны работодателей и Минтранса уменьшить количество дней дополнительного отпуска членам ЭВС. Нами были инициированы действия по подготовке  обращения от имени ПЛС России в компетентные органы и инстанции с просьбой  пресечь попытки Работодателей  исключения государственного регулирования условий предоставления членам летных и кабинах экипажей дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы как инструмента, необходимого для реабилитации летного состава от воздействия вредных и опасных факторов условий летного труда.

Несмотря на то, что сработали на предупреждение,

В Августе 2018

Пришлось Рассматривать очередной проект Постановления Правительства РФ «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условиях его предоставления», который был вручен Представителям ПЛС России  25.07.2018 г. в Министерстве Транспорта РФ на совещании по вопросу реализации ст.118 Трудового Кодекса РФ.

Проектом устанавливается перечень  категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы.   

Проектом Постановления также установлена минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы в количестве 7 календарных дней.

 Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора или локального нормативного акта работодателя.

  Таким образом,  проектом предлагается продолжительность отпуска за особые условия труда передать на договорную площадку, что категорически недопустимо для экипажей воздушных судов Гражданской авиации.

Цель проекта без всяких оснований, научно-медицинских исследований сократить время отдыха со всеми отрицательными последствиями для обеспечения безопасности полетов.

 Свое мнение с детальным анализом и предложениями было отправлено в ПЛС России. Взяв наше письмо, письмо ШПЛС и профсоза АК «Россия»,

 В адрес заместителя Министра Транспорта РФ Аристова С.А. в августе  2018 года от Президиума ПЛС России было отправлено письмо-ответ на рассматриваемый проект постановления,  подготовленный вице-президентом ПЛС России Вечирко В.В. и пояснительная записка, подготовленная вице-президентом ПЛС России Буленковым О.А.  

По данному вопросу было запланировано заседание Российской Трехстороннней комиссии. Перед проведением данной комиссии Профсоюзные организации летного состава России провели ряд акций и мероприятий в поддержку непринятия проекта постановления. Профсоюзная организация АК «Россия»(04.09.2018) и ШПЛС(12.09.2018) провели пикеты в поддержку общих требований по вопросам сохранения достигнутой  продолжительности дополнительного отпуска членам экипажей воздушных судов Гражданской авиации за особый характер работы.

ПОЛС АК «Уральские авиалинии» обратилась к участникам пикетов и выразила полную солидарность с участниками пикета протеста против планов отдельных работодателей и Правительства по сокращению отпуска пилотам и бортпроводникам,   где отметила, что  на текущий момент в российской авиационной отрасли:

     Дополнительно, ПОЛС АК «Уральские авиалинии» 31.08.2018 направила 5 писем в Администрацию Президента РФ, в Министерство Транспорта РФ и в Министерство Труда и социальной защиты, в которых выразила свою позицию по очередной попытке работодателей  по сокращению дополнительного отпуска членам экипажей ВС и по затягиванию процесса принятия особенностей оценки условий труда данных категорий работников.

 12.09.2018 получены ответы на наши обращения из Администрации Президента РФ по вопросам дополнительного отпуска и специальной оценке условий труда, где сообщалось, что  в связи с тем, что в письмах отсутствуют сведения о рассмотрении поставленных в обращениях от 04.09.2018 г. за №908366 и 04.09.2018 г. за №908416 вопросов Министерством труда и социальной защиты РФ, наши письма переправлены в Министерство труда и социальной защиты РФ. Откуда 04.10.2018 пришел ответ

Январь 2019

Начинает применяться практика нетрадиционных оснований для отмены приказа №50

Совет ПОЛС по просьбе Президента ПЛС России  М.Ю. Бойчука  подготовил отзыв (мнение) ПЛС России на п.19 (приказ №50 по дополнительным отпускам) Плана  мероприятий (дорожная карта) по систематизации и актуализации обязательных требований государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации, в котором предлагается отменить данный приказ. Помимо традиционных доводов для инициирования признания Приказа недействующим на территории Российской Федерации, добавились требования ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». (ФЗ №294 действует уже в течении 10 лет!). А также указывается реальная причина  признания Приказа недействующим – сократить дополнительный отпуск членам экипажей ВС, как заявляют инициаторы, самый продолжительный отпуск в мире.

Ответы на все возникающие доводы инициаторов признания Приказа недействующим были даны в письме ПОЛС АК «Уральские авиалинии» в адрес ПЛС России от 16.05.2017. и на данный момент они все также  остаются актуальными и были повторены в подготовленном и отправленном  отзыве (до 12 февраля 2019 г).

Профсоюзная организация летного состава выразила в отзыве серьезную озабоченность в   реализации п.19  Плана мероприятий  по систематизации и актуализации обязательных требований государственного контроля за     деятельностью в области гражданской авиации.

  При невозможности объективной оценки условий труда членов экипажей ВС по причине отсутствия особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, при отсутствии научного подхода для обоснования изменения времени отдыха данной категории работников, поднятие вопроса о признании Приказа, регламентирующего предоставление  дополнительного отпуска членам ЭВС в отсутствии современной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы режима труда и отдыха Совет ПОЛС считает преждевременным,  недопустимым и даже опасным.

Февраль 2019

Начинает применяться практика скрытия документов в общем списке

Запрос Президиума ПЛС России по проведению анализа до 11 февраля предоставленного Рострудом документа по актуализации законов и подзаконных актов.

Роструд проводит предварительную работу по актуализации обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства и иных НПА в части выявления
устаревших, избыточных или дублирующих обязательных требований с целью снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов.
По окончанию проведения анализа представленного документа направить предложения по наиболее значимым обязательным требованиям, подлежащим развитию (уточнению) и актуализации в рамках действующего законодательства по форме, представленной Рострудом в Правовой  департамент Аппарата ФНПР.

 Советом ПОЛС была подготовлена пояснительная записка к шаблону предоставления предложений по изменению законодательных актов: ТК РФ – ст. 22, 36, 39, 40, 82, 92, 117, 170, 171, 185, 212, 213, 328, 329, 370, 373, 375; Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”: Пункт 2 статьи 9; Пункт 4 статьи 25  Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ:     Пункт 3.1 статьи 52, Пункты 3 и 4 статьи 52,    Часть 3.1. статьи 52. ;  Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации”, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139:  Пункт 6, 7, 8, 50, 54-59, 61-63 66;  Постановление Минтруда РФ от 12.07.1999 N 22 “Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации”;  Приказ МГА СССР от 13.03.1986 N 50 и в установленный срок отправлена в ПЛС России.

Август 2019

Начинает применяться практика создания двойных (тройных) проектов в рамках «регулятивной гильотины»

документ по актуализации законов и подзаконных актов, начиная с 1917 г.

Цель преследуется нормальная, но под реализацию попадают законы СССР, которым в данный момент нет альтернативы. Приказ №50. Принцип такой, раз вы нашли приказ №50 в одном общем документе, найдете ли вы его в нескольких. Создается несколько проектов по отмене части законов: от Минтруда, от Правительства и т.д. Не ответили- значит согласны.

Вот такая ситуация по доп. отпуску у летного состава.

Негативный эффект на борьбу за сохранение дополнительного отпуска за особый характер работы членам ЭВС оказывает существующая широко применяемая практика во многих АК  замены части дополнительного отпуска компенсацией, причем,  в основном, по желанию работников. Наша АК- не исключение. Поэтому обращение к КЛС: планируйте и реализовывайте отпуска должным образом.

Когда приходят молодые пилоты с заявлением на выход из ПОЛС, пытаешься привезти доводы по работе ПОЛС , в том числе по доп. отпуску, они заявляют, что «меня все равно в отпуск не отпустят».