You are currently viewing Проект Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА. Новый документ?

Проект Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА. Новый документ?

На http://regulation.gov.ru/projects#npa=114670 выложен для публичного обсуждения  (1 апреля – 21 апреля 2021 г.) проект Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.

Совет ПОЛС  детально проработал проект, свои замечания и комментарии отправлены в ПЛС России, в профсоюзные организации летного состава российских АК, представителям АЭВТ.

Вы также, можете высказать свое мнение на вышеуказанном сайте, предварительно пройдя регистрацию.

I.Основные изменения, вносимые в Проект:

1.В пункте 4 проекта фраза «имеет право» заменена на слово «обязан».

Комментарий:

Заменой фразы “имеет право” на слово «обязан» члену ЭВС вменяется  дополнительная обязанность в виде отказа от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей из-за усталости. Сложность ситуации видится в основаниях для инициирования процедуры, определении степени усталости, объективной оценки потенциального неблагоприятного влияния на безопасность полетов.

     В связи с этим,  необходимо  прописать в документах понятие утомления (определение степени усталости, когда член ЭВС вправе начать процедуру отказа), установить  процедуру, порядок, основания отказа пилота от выполнения полета в связи с утомлением.

    Целесообразно определить минимальные критерии по основаниям отказа:

– выработка нормальной продолжительности рабочего времени за неделю, учетный период,

-применение исключительного права по увеличению установленной продолжительности полетной смены при непредвиденных обстоятельствах в предыдущей полетной смене,

– уменьшение продолжительности ежедневного отдыха перед текущей полетной сменой.

  Дополнительный медицинский осмотр в этом случае неизбежен  и может быть целесообразен как легитимный инструмент проверки члена ЭВС на объективность применения процедуры и исключения злоупотреблений.

2.В пункте 5 добавлено предложение: «В рабочем времени учетного периода время послеполетных работ, входящих в состав полетной смены, может учитываться в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

3.В пункте 9 б) полетное время считается не с момента запуска двигателя, а с  момента начала движения воздушного судна с целью выполнения полета (буксировка, выталкивание, запуск двигателей (двигателя).

4.В пункт 9 д) добавлена фраза, что время послеполетных работ  может учитываться в рабочем времени учетного периода в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

5. В пункте 10 добавлено предложение: «По согласованию с выборным органом профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и (или) кабинных экипажей, продолжительность времени послеполетных работ может не включаться в продолжительность полетной смены и учитывается в рабочем времени учетного периода».

Комментарий к пунктам 5, 9 д), 10:

В пунктах 5, 9, 10 Проекта прослеживается очередная попытка работодателей при соблюдении общих нормативов по рабочему времени, установленных Положением, уменьшить время полетной смены за счет  искусственного сокращения времени послеполетных работ (не включение времени послеполетных работ в полетную смену, перенос времени послеполетных работ в учетный период). Член летного ЭВС ответственен за своевременное и в полном объеме проведение послеполетных работ, установленных РПП в соответствии с технологическим графиком.  Фактически весь перечень послеполетных работ будет выполнен членами ЭВС, но формально, время послеполетных работ не будет учтено во времени полетной смены и будет перенесено в учетный период. Тем самым работодатель, формально сокращая продолжительность полетной смены, получает возможность планирования рейсов меньшим составом  ЭВС, установленным Приложением № 1 Положения.

6. Добавлен пункт 17: «По согласованию с выборным органом профсоюзной организации,  входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и (или) кабинных экипажей максимально допустимая продолжительность полетной смены члена кабинного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) указанных в приложении № 1 Положения, может превышать полетную смену летного экипажа на разницу во времени явки летного и кабинного экипажа на предполетную подготовку, но не более 30 минут. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения».

Комментарий:

Предлагаемыми изменениями признается тот факт, что, как правило, члены кабинного экипажа ВС в силу обязательного исполнения  должностных обязанностей, вынуждены являться на предполетную подготовку не менее чем на 30 минут ранее членов летного ЭВС.  Здесь прослеживается попытка работодателей легализовать объективную разницу в продолжительности времени полетной смены летного и кабинного экипажа с целью возможности применения нормативов, установленных Приложением №1 к Положению.

 “Приведение к общему знаменателю” продолжительности времени полетной смены экипажа ВС (летного и кабинного экипажа) возможно при согласовании учета разницы в полетном времени, при согласовании по дополнительной оплате членам кабинных ЭВС и т.д.

7.В пункте 35 изменен порядок учета времени перемещения члена ЭВС в качестве пассажира: «Время, затраченное на перемещение члена экипажа (с учетом времени явки) в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей, полностью входит в полетную смену, когда это время непосредственно предшествует времени полетной смены без предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55 – 59 настоящего Положения. При этом, если указанной продолжительности полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения, недостаточно для выполнения задания на полет, то продолжительность полетной смены может быть увеличена не более чем на два часа».

Комментарий:

Пункт 35 в действующей редакции:

Член экипажа, перемещенный в качестве пассажира на воздушном судне, может выполнить без предоставления ежедневного отдыха полетную смену продолжительностью не более установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения с учетом времени явки для перелета, уменьшенной на 50 процентов времени перемещения (перелета). При этом, если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения.

Предлагаемая редакция, с одной стороны, предусматривает то, что время, затраченное на перемещение члена экипажа (с учетом времени явки) в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей, полностью входит в полетную смену, вместо 50% в существующей редакции. С другой стороны, при условии, если указанной продолжительности полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения, недостаточно для выполнения задания на полет, то продолжительность полетной смены может быть увеличена не более чем на два часа. 

Таким образом, для работодателя предлагаемая редакция выгодна при  времени, затраченном на перемещение члена экипажа  в качестве пассажира на ВС к месту исполнения служебных обязанностей, продолжительностью до 4 часов. Так как, сокращение планируемой полетной смены на величину 100% времени перемещения ЭВС, компенсируется  возможностью  увеличения продолжительности полетной смены на 2 часа. 

При  времени, затраченном на перемещение члена экипажа  в качестве пассажира на ВС к месту исполнения служебных обязанностей, продолжительностью более 4 часов – для работодателя выгоднее требования действующей редакции.

Действующая редакция однозначно определяет действия, если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет:  задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха.

Предлагаемая редакция не определяет  действий в случае, если указанной продолжительности полетной смены с использованием возможного увеличения на 2 часа, недостаточно для выполнения задания на полет, и, учитывая среднюю  продолжительность полета на А320 (3 часа 22 мин), дает основания полагать, что несмотря на многообещающие заявления об учете 100% времени перемещения в полетной смене, приведет к увеличению трудоемкости данного типа полетов.

 Так, при  времени, затраченном на перемещение члена экипажа (с учетом времени явки) в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей продолжительностью 2 часа (к примеру, ДМД-Казань), время перемещения полностью войдет в полетную смену. Т. е, другими словами, уменьшит продолжительность полетной смены на 2 часа. Например, до 10 часов для штатного экипажа. В этом случае,при необходимости, работодатель заявит, что указанной продолжительности полетной смены,  недостаточно для выполнения задания на полет, и использует свое право по увеличению  продолжительности полетной смены  на два часа, т.е до 12 часов. Происходит волшебное телепортирование ЭВС в Казань(в примере) и легальное “обнуление” рабочего времени.

 Действующая редакция предусматривает в этом случае установление продолжительности полетной смены 11 часов. 

8.В пункте 66 введены положения по автоматизированной системе учета рабочего времени:

«Продолжительность полетной смены, полетного времени, рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ членов экипажа регистрируется в задании на полет и в автоматизированной системе, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей. Суммированное полетное время за учетные периоды регистрируется в летных книжках членов летного экипажа.

При отсутствии автоматизированной системы, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей…»

Комментарий:

Предлагаемая редакция  предусматривает как возможность применения автоматизированной системы, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей, так и действующий порядок ведения учета рабочего времени и времени отдыха членов экипажей при условии ее отсутствия. Что говорит о необязательности применения автоматизированной системы. Предложение можно рассматривать как первый шаг по созданию комплексной государственной независимой системы мониторинга и контроля  соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей. Так что, внесение изменений в пункт 66 является допустимым. 

9.Значительные изменения претерпели Приложение №1 и №4 – добавлены периоды времени явки и соответственно изменилась максимальная продолжительность полетных смен.

Комментарий:

Введение данных таблиц (Приложение №1, №4) значительно усложнит процесс планирования и учета рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС.

II. Положения действующего Приказа №139(и оставленные в новом проекте), требующие изменения:

1.Требования пунктов 9 а) и 10 потенциально могут противоречить друг другу, по причине установления процедур разными сторонами:

В пункте 9 а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени(определенное как время предполетной подготовки) зависит от установленных в конкретном аэропорту конкретных указанных процедур(устанавливаются службами АП).

В пункте 10 продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету(устанавливается эксплуатантом).

Практика показывает, что продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ,  установленная в РПП с учетом технологического графика меньше, чем установленная с учетом особенностей прохождения предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и др. процедур в конкретных АП.

Причем для учета времени полетной смены применяется, как правило, продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ по технологическому графику.

 Т.е.,  фактически все процедуры предполетных и  послеполетных работ будет выполнен членами ЭВС с учетом особенностей  их прохождения   в конкретных АП, но учтена будет  продолжительность по технологическому графику.  Тем самым работодатель, формально сокращает продолжительность полетной смены.

2.В пункте 51 периоды времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров указаны в календарных днях.

В пункте не указано время прохождения ЦВЛЭК.

Комментарий:

Периоды должны быть указаны в рабочих днях.

Прохождение обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров относится к времени работы на земле между полетными сменами (время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет).

Целесообразно указать общее время прохождения ЦВЛЭК(не только обследований в ЦКБ ГА в соответствии с новым ФАП, но и освидетельствований  на ЦВЛЭК)

Добавить комментарий