Как уже сообщалось, в ПОЛС поступило обращение от пилота ВС с просьбой проверить условия и порядок обеспечения членов ЭВС авиакомпании питьевой водой при выполнении полетов, при нахождении в резервах, при коротких стоянках, задержках, отдыхе вне базы, в служебных поездках и т.д.
Проверена нормативная база по данному вопросу:
Приказ Минтранса РФ №122 от 30.09.2002 г. «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов» регламентирует порядок обеспечения членов экипажей питанием. Для членов экипажей морских и речных судов пунктом 7 в соответствующих приложениях №1 и №2 к приказу оговаривается факт обеспечения водой: «Судовладелец обеспечивает организацию питания членов экипажей судов, снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием и инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов».
Для членов экипажей ВС про обеспечение и/или снабжение водой в приложении №3 к Приказу нет указаний.
В рационе питания экипажей воздушных судов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №861 “О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов” также не предусматривается обеспечение членов экипажей водой и, следовательно, не установлен норматив предоставления питьевой воды на одного члена экипажа в сутки, в том числе для членов ЭВС.
Согласно Приложению 4 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2020 г №1860 “Об утверждении положения о классификации гостиниц” действующему с 01.01.2021 до 31.12.2026 комплектация номеров бутилированной водой осуществляется в категории от 4* и более.
Приложение №4 к Положению об особенностях режима труда и отдыха членов ЭВС АК «Уральские авиалинии» «Минимальные требования к размещению ЭВС в гостиницах…” не предусматривают обязательную комплектацию номеров гостиниц водой.
Ранее, были разработаны и действовали и Санитарные правила и нормы по питьевой воде ( СанПИН 2.1.4.559-96): https://docs.cntd.ru/document/1400030,
и порядок выдачи прохладительных напитков пассажирам и членам ЭВС, например: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14806.htm
В настоящий момент эксплуатант обязан предоставить члену экипажа ВС в дни полетов и дежурств бесплатный рацион питания (при определенных условиях -допускается возмещение расходов на питание) в зависимости от продолжительности рабочего времени и с калорийностью суточного рациона не ниже 3500 ккал (Приказ №122). Обязанности по обеспечению членов ЭВС питьевой водой в каких-либо установленных нормативах нет.
Уточнены рекомендации:
Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявляют, что нормы ежедневного потребления воды не существует. По словам координатора ВОЗ по воде, гигиене и здоровью Брюса Гордона, все зависит от индивидуальных особенностей организма, образа жизни, культуры питания и ряда других факторов.
Вместе с тем, существует ряд рекомендаций специалистов общей и авиационной медицины, которые сходятся в едином мнении: суточное потребление воды для нормального человека – не меньше литра, ниже литра- это уже вариант умеренного обезвоживания.
Ученые из института медицины Национальной Академии наук США установили: в среднем женщина должна получать в среднем 2,7 литра (примерно 11 стаканов), а мужчина 3,7 литра (15 стаканов) всей жидкости в день. Ключевое слово здесь — «всей». 40% жидкости к нам приходит с едой, и получается, что взрослому человеку нужно в среднем выпивать 1,5–2 литров воды в день. Данная таблица поможет понять, сколько воды нужно потреблять с учетом массы тела и уровня физической активности.
Потребность организма в воде, л/сутки
Вес(кг) | Низкая физическая активность | Средняя физическая активность | Высокая физическая активность |
50 | 1,1 | 1,3 | 1,8 |
60 | 1,3 | 1,5 | 2,1 |
70 | 1,5 | 1,8 | 2,4 |
80 | 1,8 | 2,1 | 2,7 |
90 | 2,1 | 2,4 | 3,0 |
100 | 2,3 | 2,7 | 3,3 |
Для справки, большинство пластиковых стаканчиков для авиакомпаний вмещают около девяти унций.
Ассоциация аэрокосмической медицины (AsMA) рекомендует пить 8 унций или около 0,25 литра воды в час в самолете. Чем продолжительнее полет, тем больше организму требуется жидкости. Маловероятно, что обезвоживание наступит после трех-четырехчасового перелета, но рекомендуется обязательно пить воду во время подачи напитков на борту. Если полет длится более четырех часов, необходимо пить достаточно воды, чтобы приходилось время от времени ходить в туалет. Это не только обеспечит гидратацию тела, но и поддержит кровоток в ногах, предотвращая такие проблемы, как тромбоз глубоких вен (ТГВ), сгустки крови в ногах. Также AsMA рекомендует избегать употребления алкоголя, чая, кофе и других напитков, содержащих кофеин, во время полета (напитков, которые фактически увеличивают потерю воды из организма).
Подробнее по ссылке: http://www.asma.org/publications/medical-publications-for-airline-travel/health-tips-for-airline-travel
Проверена текущая ситуация в авиакомпании:
Обеспечение членов экипажей ВС питьевой водой в гостиницах и на борту ВС осуществляется по утвержденной схеме. В гостиницах, где есть возможность предоставления питьевой воды – вода в номерах предоставляется. На борту- бутилированная вода предоставляется в объеме в зависимости от количества членов экипажа, но не менее 500 мл на члена ЭВС (на полет продолжительностью до 6 часов).
Планы:
Совет ПОЛС планирует обратиться в ПЛС России с инициативой по возможности пересмотра Приказа Минтранса РФ №122 от 30.09.2002 г и Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №861с целью обновления порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов и их рационов питания, куда одним из ключевых пунктов должен войти норматив (суточный, рейсовый) по обеспечению экипажей ВС питьевой водой при выполнении производственных заданий.