You are currently viewing СОУТ: Трудности перехода

СОУТ: Трудности перехода

    В соответствии с пунктом 8 Особенностей проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденных приказом Минтруда России от 06 мая 2024 г. №255 исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов проводятся во время контрольного полета (облета), осуществляемого в соответствии с требованиями пунктов 3.126 и 3.128 ФАП-128.

   В целях правового обеспечения   проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в указанные пункты ФАП-128 были внесены соответствующие дополнения/изменения.

    Так,  пунктом 3.128 ФАП-128  предусматривается, что в зависимости от программы контрольного полета на борту воздушного судна могут находиться специалисты научно-исследовательских организаций, лица инженерно-технического состава, специалисты для проведения исследований, измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с измерительным оборудованием, необходимым для проведения измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и другие специалисты, которые включаются в список находящихся на борту воздушного судна лиц.

  Несмотря на внесенные дополнения в указанные пункты ФАП-128 и вступление в силу с 01.03.2025 г. приказа №255н, практическая реализация проведения СОУТ на рабочих местах членов ЛЭ ВС вызвала значительные трудности.

  Необходимо отметить 2 ключевых фактора, требующих детальной дополнительной проработки в целях соответствия требованиям по транспортной безопасности и безопасности полетов:   

– специалисты, проводящие исследования (измерения) в кабине летного ЭВС,

– измерительное оборудование, необходимое для проведения измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях СОУТ.

    В соответствии с пунктом 3.128 ФАП-128 решение о включении лиц, указанных в настоящем пункте, в список находящихся на борту воздушного судна лиц, а также о возможности использования измерительного оборудования принимается эксплуатантом.

   Таким образом на эксплуатанта возложена ответственность за:

–  то, что  эксперты и иные работники организации, проводящие специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей должны соответствовать требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 52 Воздушного кодекса РФ  и иметь полученный в установленном порядке (в соответствии с требованиями по транспортной безопасности, предусмотренными Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»,  редакция от 21.04.2025), специальный пропуск для доступа на территорию аэропортов, на борт воздушного судна, и в кабину летного экипажа.  

– организацию проведения процедуры сертификации измерительного оборудования и получение одобрения авиационными властями. В соответствии с требованиями  ФАП «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей Часть 21», утвержденных приказом Минтранса России от 17.06.2019 №184 и Регламента ЕК Commission  Regulation (EU) №748/2012 от 03.08.2012, использование любого специального оборудования, не являющегося штатным в соответствии с типовой конструкцией ВС, возможно при условии сертификации такого оборудования, получения разрешения разработчика ВС и согласования с авиационными властями страны регистрации ВС. Одобрение производителем ВС использования нештатного оборудования возможно после оценки влияния данного оборудования на работу приборов в кабине ЭВС. Кроме того, такое оборудование должно иметь одобренное производителем и сертифицированное крепление в кабине ЭВС.   В целях совершенствования правового обеспечения и детализации процессов подготовки и проведения процедуры СОУТ на рабочих местах членов летных экипажей ВС ГА ПЛС России обратился в Минтруда России с запросом о внесении соответствующих изменений/дополнений в приказ Минтруда России №255н

Добавить комментарий