На данный момент результативнее вести работу на федеральном уровне, чем на местечковом. В связи с тем, ПЛС России имеет статус общероссийского, нам доступны некоторые возможности и методы работы, которых нет у других общественных объединений. И мы этим пользуемся.
Например, участие в работе 3-х сторонней комиссии, поручения Правительства. Так в целях создания Особенностей проведения специальной оценки труда летного состава, которые не могут выпустить с января 2015 года(работодателям выгодно проводить СОУТ на общих основаниях), были инициированы мероприятия на получение поручения Правительства (Голодец), которое предусматривало от Министерства транспорта(Дитрих) выделения тренажерного комплеска в целях проведения исследований в рамках СОУТ. Тренажер выделили в Санкт-Петербурге. 2-ой этап проведения исследований, проводимых институтом авиационной медицины, завершен. Не знаем какие будут результаты, но то, что они будут объективными- это точно.Этому способствует современная аппаратура и методика.
До того, как было дано поручение Правительство о проведении исследований, ПОЛС в этом направлении отработала следующим образом:
1)Письмо министру Транспорта РФ Соколову М.Ю. с просьбой о содействии в ускорении процесса принятия особенностей. (11.07. 2016)
Наше письмо от 11.07.2016, направленное напрямую в Министерство Транспорта, как и обращения других, неравнодушных профсоюзных организаций предотвратили принятие неадекватного необъективного проекта приказа Минтруда России «Об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных ЭВС ГА», который мог принести негативные последствия для экипажей ВС.
В Министерстве транспорта РФ «оперативно» отреагировали на наш запрос и через 4 месяца прислали ответ, который по сути своей является отпиской. Ведутся консультации.
2) В Май 2018 Рассмотрели запрос ПЛС России по вопросу оценки напряженности трудового процесса на рабочих местах членов летных экипажей ВС ГА и подготовленный на него ответ на от ПОЛС АК «Уральские авиалинии». ФГБНУ «НИИ МТ» предложило на рассмотрение анкету оценки напряженности труда пилотов гражданской авиации. Совет ПОЛС подготовил ответ на данный запрос и детализировал анкету, для всех АК.
3) 31.08.2018 направили письма в Администрацию Президента РФ, в Министерство Транспорта РФ и в Министерство Труда и социальной защиты, в которых выразила свою позицию по затягиванию процесса принятия особенностей оценки условий труда данных категорий работников.
Администрация Президента РФ переслала запрос в МИНТТРУДА.
В конце октября 2018 года из Министерства труда и социальной защиты РФ, пришел ответ за номером 15-1/00Г-2430 от 04.10.2018 на наши обращения, поступившие из Администрации Президента РФ:
а) по специальной оценке условий труда – было процитированы некоторые требования ФЗ №426 о том, что если отсутствуют особенности проведения специальной оценки условий труда, то СОУТ проводится в общем порядке и то, что Минтрудом России по предложениям Минтранса и ведущих российских АК разработан проект, устанавливающий особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов ЭВС ГА, утверждение которого намечено после завершения в 2018 году научных исследований влияния напряженности трудового процесса на условия труда пилотов ГА,
Несмотря на то, что это была отписка- результат в общей копилке все равно отразился.
Постановлением Правительства РФ №290 от 14.04.2014 г. было дано поручение Министерству труда и социальной защиты РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвердить до 1 января 2015 года особенности проведения специальной оценки условий труда данных категорий работников.
На настоящий момент особенности проведения СОУТ членов летных и кабинных экипажей ВС ГА отсутствуют.
Повсеместно очевидна тенденция, направленная не на установление и учет объективных вредных и (или) опасных производственных факторов, а на минимизацию затрат авиакомпаний с игнорированием учета опасных факторов, понижением степени вредности условий труда членов экипажей ВС ГА вплоть до перевода многих вредных факторов в разряд допустимых. Что соответственно приведет к лишению этих категорий специалистов всех обоснованных льгот и гарантий. Без применения таких компенсаций, гарантий и льгот, как сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск, санаторно-курортное реабилитационное лечение, воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов может сказаться на состоянии здоровья работников летного труда, увеличение числа заболеваний, что в свою очередь отразится на безопасности полетов.
Позиция ПОЛС по этому вопросу была и остается однозначная:
труд членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации является вредным и опасным, характеризуется напряженными и особыми условиями труда.
Остались еще отраслевые нормативные акты, положения, приказы, которые очень сложно работодателю обойти. Их приходится выполнять и соблюдать.
Но вместе с тем, очень сильно лоббирование интересов работодателей. Если Особенностей СОУТ нет уже 5 лет, то когда понадобилось внести изменение в ФАП 128 о допуске в кабину при контрольных полетах-внесли за 3 месяца.
Как я отметил, на данный момент результативнее вести работу на федеральном уровне, чем на местечковом.
Очень трудно идут решения проблем с нашим руководством.
Вы это могли и можете оценить по вопросам:
- размещения и проживания членов ЭВС при выполнении командировок,
- Коллективному договору,
-о заработной плате(11 писем ГД)
-о размещении членов летных экипажей в салоне ВС. - Режим труда и рабочего времени летного состава
Все эти вопросы постоянно поднимаются на заседаниях Совета и доносятся до руководства АК и лично до ГД(через письма, встречи). КЛС и КИС, командование ЛО знает, что недопустимая роскошь- личная встреча с ГД в неподготовленном состоянии. Поэтому готовимся очень тщательно.
