You are currently viewing Об особенностях проведения специальной оценки условий труда  на рабочих местах

Об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах

На данный момент результативнее вести работу на федеральном уровне, чем на местечковом. В связи с тем, ПЛС России имеет статус общероссийского, нам доступны некоторые возможности и методы работы, которых нет у других общественных объединений. И мы этим пользуемся.
Например, участие в работе 3-х сторонней комиссии, поручения Правительства. Так в целях создания Особенностей проведения специальной оценки труда летного состава, которые не могут выпустить с января 2015 года(работодателям выгодно проводить СОУТ на общих основаниях), были инициированы мероприятия на получение поручения Правительства (Голодец), которое предусматривало от Министерства транспорта(Дитрих) выделения тренажерного комплеска в целях проведения исследований в рамках СОУТ. Тренажер выделили в Санкт-Петербурге. 2-ой этап проведения исследований, проводимых институтом авиационной медицины, завершен. Не знаем какие будут результаты, но то, что они будут объективными- это точно.Этому способствует современная аппаратура и методика.
До того, как было дано поручение Правительство о проведении исследований, ПОЛС в этом направлении отработала следующим образом:
1)Письмо министру Транспорта РФ Соколову М.Ю. с просьбой о содействии в ускорении процесса принятия особенностей. (11.07. 2016)
Наше письмо от 11.07.2016, направленное напрямую в Министерство Транспорта, как и обращения других, неравнодушных профсоюзных организаций предотвратили принятие неадекватного необъективного проекта приказа Минтруда России «Об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных ЭВС ГА», который мог принести негативные последствия для экипажей ВС.
В Министерстве транспорта РФ «оперативно» отреагировали на наш запрос и через 4 месяца прислали ответ, который по сути своей является отпиской. Ведутся консультации.

2) В Май 2018 Рассмотрели запрос ПЛС России по вопросу оценки напряженности трудового процесса на рабочих местах членов летных экипажей ВС ГА и подготовленный на него ответ на от ПОЛС АК «Уральские авиалинии». ФГБНУ «НИИ МТ» предложило на рассмотрение анкету оценки напряженности труда пилотов гражданской авиации. Совет ПОЛС подготовил ответ на данный запрос и детализировал анкету, для всех АК.
3) 31.08.2018 направили письма в Администрацию Президента РФ, в Министерство Транспорта РФ и в Министерство Труда и социальной защиты, в которых выразила свою позицию по затягиванию процесса принятия особенностей оценки условий труда данных категорий работников.
Администрация Президента РФ переслала запрос в МИНТТРУДА.
В конце октября 2018 года из Министерства труда и социальной защиты РФ, пришел ответ за номером 15-1/00Г-2430 от 04.10.2018 на наши обращения, поступившие из Администрации Президента РФ:
а) по специальной оценке условий труда – было процитированы некоторые требования ФЗ №426 о том, что если отсутствуют особенности проведения специальной оценки условий труда, то СОУТ проводится в общем порядке и то, что Минтрудом России по предложениям Минтранса и ведущих российских АК разработан проект, устанавливающий особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов ЭВС ГА, утверждение которого намечено после завершения в 2018 году научных исследований влияния напряженности трудового процесса на условия труда пилотов ГА,
Несмотря на то, что это была отписка- результат в общей копилке все равно отразился.
Постановлением Правительства РФ №290 от 14.04.2014 г. было дано поручение Министерству труда и социальной защиты РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвердить до 1 января 2015 года особенности проведения специальной оценки условий труда данных категорий работников.
На настоящий момент особенности проведения СОУТ членов летных и кабинных экипажей ВС ГА отсутствуют.
Повсеместно очевидна тенденция, направленная не на установление и учет объективных вредных и (или) опасных производственных факторов, а на минимизацию затрат авиакомпаний с игнорированием учета опасных факторов, понижением степени вредности условий труда членов экипажей ВС ГА вплоть до перевода многих вредных факторов в разряд допустимых. Что соответственно приведет к лишению этих категорий специалистов всех обоснованных льгот и гарантий. Без применения таких компенсаций, гарантий и льгот, как сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск, санаторно-курортное реабилитационное лечение, воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов может сказаться на состоянии здоровья работников летного труда, увеличение числа заболеваний, что в свою очередь отразится на безопасности полетов.
Позиция ПОЛС по этому вопросу была и остается однозначная:
труд членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации является вредным и опасным, характеризуется напряженными и особыми условиями труда.
Остались еще отраслевые нормативные акты, положения, приказы, которые очень сложно работодателю обойти. Их приходится выполнять и соблюдать.
Но вместе с тем, очень сильно лоббирование интересов работодателей. Если Особенностей СОУТ нет уже 5 лет, то когда понадобилось внести изменение в ФАП 128 о допуске в кабину при контрольных полетах-внесли за 3 месяца.
Как я отметил, на данный момент результативнее вести работу на федеральном уровне, чем на местечковом.
Очень трудно идут решения проблем с нашим руководством.
Вы это могли и можете оценить по вопросам:

  • размещения и проживания членов ЭВС при выполнении командировок,
  • Коллективному договору,
    -о заработной плате(11 писем ГД)
    -о размещении членов летных экипажей в салоне ВС.
  • Режим труда и рабочего времени летного состава
    Все эти вопросы постоянно поднимаются на заседаниях Совета и доносятся до руководства АК и лично до ГД(через письма, встречи). КЛС и КИС, командование ЛО знает, что недопустимая роскошь- личная встреча с ГД в неподготовленном состоянии. Поэтому готовимся очень тщательно.