You are currently viewing Предоставление дополнительных отпусков за работу в особых условиях

Предоставление дополнительных отпусков за работу в особых условиях

Правилами предоставления дополнительных отпусков работникам  гражданской авиации за работу в особых условиях  (далее-Правила) была установлена продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от числа часов налета за рабочий год сверх основного отпуска в 12 рабочих дней. Далее было увеличение количества дней основного отпуска до 24 рабочих дней, пересчет рабочих дней отпуска (основного и дополнительного) в календарные дни на законодательном уровне для всех категорий работников.

      В итоге, в настоящий момент предоставление основной части (28 календарных дней) отпуска работникам гражданской авиации осуществляется  в соответствии  с действующим трудовым законодательством (статья 115 ТК РФ) , дополнительного отпуска – в соответствии с Правилами и соответствующими изменениями в законодательстве в части исчисления дней отпуска ( статья 120 ТК РФ). Правомочность применения Правил была подтверждена Решением Верховного суда РФ от 30.01.2013 г. №АКПИ12-1305. Более того, Верховным Судом РФ было отмечено, что ТК РФ  предусматривает, что за особый характер работы предоставляются дополнительные отпуска. С учетом этого, названный ведомственный акт продолжает действовать в части, закрепляющий круг названных работников, регламентирующей условия предоставления дополнительного отпуска (в т.ч. в части наличия у работников определенного числа налета за год), а  нормативы продолжительности дополнительного отпуска, установленные актом (Правилами) легитимны и подлежат переводу из рабочих дней в календарные.

 Необходимо отметить, что в соответствии с Санитарно-гигиенической характеристикой вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей ВС ГА России от 13.10.1997 г.(далее-Характеристика), разработанной группой ведущих специалистов научных и отраслевых учреждений России на основе результатов НИР ведущих научно-исследовательских учреждений и организаций, занимающихся проблемами авиа медицины, определена характеристика особого характера труда членов экипажей ВС.

      Особый характер труда определяется высокой вероятностью появления в полете особого состояния психической дезинтеграции анализаторных систем, инстинктов, сознательной и подсознательной сфер в виде пространственной дезориентации по отношению к гравитационной вертикали, обману чувств.

      Одним из важнейших признаков особого характера труда является вынужденный темп работы в условиях   жесткого дефицита  времени  с выполнением  в  единицу  времени  многократных, разнообразных действий строгой  последовательности,  повышенной  точности,  невозможностью не только остановить, но и замедлить процесс.

        Особый   характер   труда   характеризуется   глубоким  снижением психофизиологических  и  биологических  резервов  здоровья, вызываемых неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли:

     – измененной гравитацией;

     – угловыми кориолисовыми ускорениями;

     – большими величинами перепада атмосферного давления;

     – пустым полем бесконечности для зрительного восприятия;

     – зрительными,      вестибулярными,     тактильными     иллюзиями  пространственного   положения в процессе рабочей деятельности.

     Отрыв человека от земли и является специфическим критерием, который отличает работу членов экипажей ВС от работы всех других категорий работников и определяет особый характер труда летного состава.

     Уменьшение воздействия особых условий труда членов экипажей ВС достигается введением обязательных реабилитационных мероприятий, увеличенной  продолжительностью времени отдыха    между    выполнением   полетов,   обязательным  ежегодным санаторно-курортным лечением, увеличенной продолжительностью ежегодного отпуска. Причем,  данный фактор неустраним,  не зависит от уровня автоматизации управления и степени оснащенности и оборудования ВС.

   В настоящее время пилот управляет современными воздушными судами с высокой степенью автоматизации управления, которая позволила уменьшить количество штатного экипажа вдвое, но особые условия труда членов экипажей ВС- вынужденный темп работы в условиях   жесткого дефицита  времени  с выполнением  в  единицу  времени  многократных, разнообразных действий строгой  последовательности,  повышенной  точности,  невозможность не только остановить, но и замедлить процесс, сопровождаемые неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли – остались без изменений.

     Дополнительный отпуск, учитывающий особый характер работы, нацелен на реабилитацию и восстановление психо-физиологических ресурсов летного состава путем снятия аккумулятивной усталости (утомляемости) за продолжительный период работы. Все ограничения, нормативы, дополнительные гарантии, установленные для членов летных ЭВС введены в целях сохранения и поддержания допустимого уровня безопасности полетов.   

Предоставление дополнительного отпуска членам летных и кабинных экипажей воздушных судов АК «Уральские авиалинии» регламентировано приложением №6 к Коллективному договору «Положение о порядке предоставления дополнительных отпусков работникам ОАО АК «Уральские авиалинии».

Приложение№6 к Коллективному договору  

Login to access this content

Добавить комментарий