Правилами предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях (далее-Правила) была установлена продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от числа часов налета за рабочий год сверх основного отпуска в 12 рабочих дней. Далее было увеличение количества дней основного отпуска до 24 рабочих дней, пересчет рабочих дней отпуска (основного и дополнительного) в календарные дни на законодательном уровне для всех категорий работников.
В итоге, в настоящий момент предоставление основной части (28 календарных дней) отпуска работникам гражданской авиации осуществляется в соответствии с действующим трудовым законодательством (статья 115 ТК РФ) , дополнительного отпуска – в соответствии с Правилами и соответствующими изменениями в законодательстве в части исчисления дней отпуска ( статья 120 ТК РФ). Правомочность применения Правил была подтверждена Решением Верховного суда РФ от 30.01.2013 г. №АКПИ12-1305. Более того, Верховным Судом РФ было отмечено, что ТК РФ предусматривает, что за особый характер работы предоставляются дополнительные отпуска. С учетом этого, названный ведомственный акт продолжает действовать в части, закрепляющий круг названных работников, регламентирующей условия предоставления дополнительного отпуска (в т.ч. в части наличия у работников определенного числа налета за год), а нормативы продолжительности дополнительного отпуска, установленные актом (Правилами) легитимны и подлежат переводу из рабочих дней в календарные.
Необходимо отметить, что в соответствии с Санитарно-гигиенической характеристикой вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей ВС ГА России от 13.10.1997 г.(далее-Характеристика), разработанной группой ведущих специалистов научных и отраслевых учреждений России на основе результатов НИР ведущих научно-исследовательских учреждений и организаций, занимающихся проблемами авиа медицины, определена характеристика особого характера труда членов экипажей ВС.
Особый характер труда определяется высокой вероятностью появления в полете особого состояния психической дезинтеграции анализаторных систем, инстинктов, сознательной и подсознательной сфер в виде пространственной дезориентации по отношению к гравитационной вертикали, обману чувств.
Одним из важнейших признаков особого характера труда является вынужденный темп работы в условиях жесткого дефицита времени с выполнением в единицу времени многократных, разнообразных действий строгой последовательности, повышенной точности, невозможностью не только остановить, но и замедлить процесс.
Особый характер труда характеризуется глубоким снижением психофизиологических и биологических резервов здоровья, вызываемых неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли:
– измененной гравитацией;
– угловыми кориолисовыми ускорениями;
– большими величинами перепада атмосферного давления;
– пустым полем бесконечности для зрительного восприятия;
– зрительными, вестибулярными, тактильными иллюзиями пространственного положения в процессе рабочей деятельности.
Отрыв человека от земли и является специфическим критерием, который отличает работу членов экипажей ВС от работы всех других категорий работников и определяет особый характер труда летного состава.
Уменьшение воздействия особых условий труда членов экипажей ВС достигается введением обязательных реабилитационных мероприятий, увеличенной продолжительностью времени отдыха между выполнением полетов, обязательным ежегодным санаторно-курортным лечением, увеличенной продолжительностью ежегодного отпуска. Причем, данный фактор неустраним, не зависит от уровня автоматизации управления и степени оснащенности и оборудования ВС.
В настоящее время пилот управляет современными воздушными судами с высокой степенью автоматизации управления, которая позволила уменьшить количество штатного экипажа вдвое, но особые условия труда членов экипажей ВС- вынужденный темп работы в условиях жесткого дефицита времени с выполнением в единицу времени многократных, разнообразных действий строгой последовательности, повышенной точности, невозможность не только остановить, но и замедлить процесс, сопровождаемые неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли – остались без изменений.
Дополнительный отпуск, учитывающий особый характер работы, нацелен на реабилитацию и восстановление психо-физиологических ресурсов летного состава путем снятия аккумулятивной усталости (утомляемости) за продолжительный период работы. Все ограничения, нормативы, дополнительные гарантии, установленные для членов летных ЭВС введены в целях сохранения и поддержания допустимого уровня безопасности полетов.
Предоставление дополнительного отпуска членам летных и кабинных экипажей воздушных судов АК «Уральские авиалинии» регламентировано приложением №6 к Коллективному договору «Положение о порядке предоставления дополнительных отпусков работникам ОАО АК «Уральские авиалинии».
Приложение№6 к Коллективному договору
Login to access this content