Развитие современного производства и технологий требует от работников постоянного совершенствования профессиональных навыков.
Потребность в совершенствовании системы требований к квалификации работников обусловила введение профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты носят комплексный характер, в них конкретизируются необходимые для выполнения работником трудовых функций знания, умения и профессиональные навыки.
Кроме того, профессиональные стандарты учитывают положения международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности, состояние и перспективы развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий.
Работодатель принимает кадровые решения, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
Понятия профессионального стандарта и квалификации работника установлены нормативно в статье 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
СТ 195.1 ТК РФ.
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.
В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
Совет ПОЛС рассмотрел проект Профессионального Стандарта «Пилот пилотируемого воздушного судна коммерческих воздушных перевозок для эксплуатации самолётов с максимальной взлётной массой не менее 8600 или количеством пассажирских кресел более 19 в гражданской авиации»(далее ПС «Пилот» и отмечает следующее:
1)Проект ПС «Пилот» разработан на основании макета типового профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.
2)Проект ПС «Пилот» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.
3) Проект ПС «Пилот» разработан на основании следующих законов и нормативных актов:
– Воздушный кодекс Российской Федерации N 60-ФЗ
– Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»
– Федеральные авиационные правила №50 «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».
– Общероссийский классификатор занятий.
– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» №32
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
– Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
4)Достаточность и полнота указанного перечня трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний не может быть оценена на должном уровне в связи с отсутствием критериев по степени конкретизации функционала, требований по умениям, навыкам, знаниям указанной категории работников.
Например, для второго пилота в пункте 3.1.1(этап «Подготовка к полету» и в пункте 3.1.2 (этап «Выполнение функций по летной эксплуатации пилотируемого ВС»)дублируются требования по необходимым умениям. В этих пунктах повторно указывается, что второй пилот должен уметь «Анализировать метеорологическую, аэронавигационную обстановку, техническое состояние воздушного судна» и «Выявлять несоответствия при загрузке воздушного судна».
Но, в то же время, в необходимых знаниях ни слова не говорится про наличие знаний, например, в следующих областях: Правила перевозки опасных грузов; распознавание и последствия обледенения; обход района с опасными метеоусловиями; меры предосторожности и действия в аварийной обстановке. Несмотря на то, что эти знания указаны в ФАП 147.
Нет четкого понимания- охватывает ли отсутствующие знания, умения пункт «Выполнение дополнительных предписанных процедур в соответствии со сложившейся в полете обстановкой» или необходимо добавлять их, конкретизировать содержание.
5) Отсутствие аналогичных требований по трудовым действиям, умениям и знаниям для аналогичной профессии «пилот» в соответствии с ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Например, при аналогичном ОКЗ 3153 «Пилоты воздушных судов и специалисты родственных занятий» в трудовой функции «Организация обеспечения на требуемом уровне безопасности полета» в пункте 3.2.3 есть трудовое действие «Непрерывное поддержание квалификации, в том числе периодическая теоретическая и летная подготовка на тренажерном устройстве и воздушном судне», а в пункте 3.1.3.- нет.
То же самое с необходимым умением « взаимодействовать с представителями служб поиска и спасания воздушных судов» в тех же пунктах.
6)Неоднозначность в применении требований по уровню образования.
В пункте 3.1 в требованиях к образованию для второго пилота указано общее среднее образование, а в пункте 3.2 для КВС или пилота указываются образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена.