Совет ПОЛС рассмотрел обращение Командира ВС – члена ПОЛС с просьбой прокомментировать требования «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА РФ (далее – Приказ №139) в части определения и учета ночных полетных смен и считает необходимым сообщить следующее:
Неоднозначность трактовки «ночная полетная смена» в приказе №139 приводит к некорректному определению вида полетной смены и неполному учету возможных случаев ночных смен.
Пункт 63 Приказа №139 определяет ночные полетные смены как смены 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.
Полетная смена (п. 9 Приказа №139)- период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.
Таким образом, ночная полетная смена – это смена, 50% и более рабочего времени, которой приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.
Данное определение учитывает только долю ночного времени (в период с 22.00 до 06.00) в общей продолжительности полетной смены. Но не учитывает долю ночного времени непосредственно в «ночном» 8-часовом периоде с 22.00до 06.00. Это приводит к некорректному определению вида полетной смены (ночная, дневная) и неполному учету возможных случаев.
Так, например, если полетная смена для летного ЭВС с количеством членов увеличенного состава 4 человека запланирована продолжительностью 15 часов 50 минут (например, с 22.10 до 14.00) и 7 часов 50 минут из продолжительности которой будет приходиться на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00(например, с 22.10 до 06.00), то даже при таких условиях смена не будет считаться ночной. Так как это менее 50% общей продолжительности рабочего времени.
Такие же реальные примеры приведены в обращении Командира ВС.
В соответствии с установленным термином «ночная полетная смена», выполненные полетные смены не считаются ночными, несмотря на то, что полетная смена включает в себя более 50% «ночного» периода (с 22.00 до 05.00) – 5 часов 5 минут по местному времени базового аэропорта. Так как доля ночного времени в общей продолжительности полетных смен (11.31 и 11.35) составляет менее 50%.
Более того, несовершенство термина приводит к тому, что при полетной смене меньшей продолжительности (например, менее 10 часов), а значит, и менее трудозатратной, но при том же значении «ночного» времени(5 часов 5 минут)- полетная смена будет учитываться как ночная.
Логика предоставления еженедельного непрерывного отдыха членам ЭВС через две ночные полетные смены состоит в компенсации психофизиологических ресурсов организма, испытывающего потребность в недостатке нормального времени сна в период с 22.00 до 06.00. местного времени базового аэропорта. Поэтому и должна учитываться доля ночного рабочего времени непосредственно в «ночном» 8-часовом периоде с 22.00до 06.00.
В связи с вышесказанным, в целях полного учета ночных полетных смен считаем необходимым:
I) Обратиться в Президиум ПЛС России с просьбой инициировать внесение поправок в Приказ №139
II)Рассмотреть возможность внесения изменения в РПП АК в части определения понятия «Ночная полетная смена»:
К ночным полетным сменам относятся:
– смены, включающие в себя более 50 процентов продолжительности периода, приходящегося на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00(более 4-х часов), вне зависимости от продолжительности полетной смены,
– смены, 50 процентов и более продолжительности, которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00 с продолжительностью полетной смены 8 часов и менее.