You are currently viewing Ночная полетная смена: понятие, учет. Надо разбираться!

Ночная полетная смена: понятие, учет. Надо разбираться!

Совет ПОЛС рассмотрел обращение Командира ВС – члена ПОЛС  с просьбой прокомментировать требования «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА РФ (далее – Приказ №139) в части определения и учета  ночных полетных смен и считает необходимым сообщить следующее:

Неоднозначность трактовки  «ночная полетная смена» в приказе №139 приводит   к некорректному определению вида полетной смены и неполному учету возможных случаев ночных смен.

Пункт 63 Приказа №139 определяет ночные полетные смены как смены 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.

Полетная смена (п. 9 Приказа №139)- период рабочего времени с  начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ. 

Таким образом,  ночная полетная смена – это смена, 50% и более рабочего времени, которой приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00. 

Данное определение  учитывает только долю  ночного времени (в период с 22.00 до 06.00)  в общей продолжительности  полетной смены. Но не учитывает долю ночного времени непосредственно  в  «ночном» 8-часовом периоде с 22.00до 06.00. Это приводит   к некорректному определению вида полетной смены (ночная,  дневная) и неполному учету возможных случаев.

Так, например,  если  полетная смена  для летного ЭВС  с количеством членов увеличенного состава 4  человека запланирована продолжительностью 15 часов 50 минут (например,  с 22.10 до 14.00) и   7 часов 50 минут  из   продолжительности которой  будет приходиться  на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00(например,  с 22.10 до 06.00), то даже при таких условиях смена  не будет считаться ночной. Так как это менее 50% общей продолжительности рабочего времени.

Такие же реальные примеры приведены в обращении  Командира ВС. 

В соответствии с установленным  термином   «ночная полетная смена», выполненные  полетные смены  не считаются ночными,   несмотря на то, что полетная смена включает в себя более 50%  «ночного» периода (с  22.00 до 05.00) – 5 часов 5 минут  по местному  времени базового аэропорта.  Так как доля ночного времени  в   общей  продолжительности полетных смен  (11.31 и 11.35) составляет менее 50%. 

Более того, несовершенство термина приводит к тому, что при полетной смене  меньшей  продолжительности (например, менее 10 часов), а значит,  и менее трудозатратной, но при том же значении «ночного» времени(5 часов 5 минут)- полетная смена  будет учитываться как  ночная.

Логика предоставления еженедельного непрерывного отдыха  членам  ЭВС через   две ночные полетные смены состоит в компенсации психофизиологических ресурсов организма, испытывающего потребность в недостатке нормального времени сна в период с  22.00 до 06.00. местного времени базового аэропорта. Поэтому и должна  учитываться  доля ночного рабочего  времени непосредственно  в  «ночном» 8-часовом периоде с 22.00до 06.00.

В связи с вышесказанным, в целях полного учета ночных полетных смен   считаем необходимым:

I) Обратиться в Президиум  ПЛС России  с просьбой инициировать внесение поправок в  Приказ №139

II)Рассмотреть возможность  внесения  изменения в РПП АК в части определения понятия «Ночная полетная смена»:

К  ночным полетным сменам  относятся: 

– смены, включающие  в себя   более 50 процентов продолжительности периода, приходящегося   на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00(более 4-х часов), вне зависимости от продолжительности полетной смены, 

– смены,  50 процентов и более продолжительности, которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00 с продолжительностью полетной смены 8 часов и менее.

Добавить комментарий