С момента крайнего обращения ПОЛС к ГД (20 сентября 2021 г), в котором были указаны основные причины ухода пилотов из АК, приведена статистика изменения численности членов летных ЭВС за периоды 2019-2021 годы, за отдельные периоды 2021 года, на настоящий момент ни одно из предложений ПОЛС по восстановлению уровня заработной платы членов летных экипажей не было реализовано.
Единственным шагом администрации в сторону повышения заработных плат пилотов стало внесение дополнения в Приложение №3.1 к КД «Положение об организации оплаты труда членов летных экипажей ВС» о доплате за перемещение члена летного экипажа ВС в качестве пассажира, но только при выполнении грузовых рейсов в/из КНР.
В связи с этим продолжается уход летных специалистов в другие авиакомпании. С 20 сентября по настоящий момент из АК уволился 21 КВС. Всего за 11.5 месяцев 2021 года в другие авиакомпании ушло 44 КВС и 21 второй пилот.
Крупнейшие российские авиакомпании вступили в гонку по оплате труда пилотов из-за их нехватки. Некоторые компании (Nordwind Airlines, Red Wings) еще в начале осени подняли ставки, некоторые выплатили солидные премии за работу в 2020-2021 году или за летний период 2021(S7) и пообещали поднять заработные платы поэтапно, первый этап- в ноябре (S7, Аэрофлот), некоторые призвали сотрудников «сплотиться и дождаться запланированного изменения». Также, участники рынка отмечают, что обещанное повышение зарплат не снизит напряжение на рынке труда, поскольку допандемийный уровень заработных плат даже с увеличением ставок, работодатели на данный момент не обещают.
По информации пилотов крупнейших российских авиакомпаний с 01.11.2021 вносятся изменения в Положения об оплате труда членов летных ЭВС АК «S7» и «Аэрофлот». В S7 поднятие должностного оклада на 23% и некоторых составляющих приблизит начисленную месячную заработную плату КВС к 450 тыс. руб. (90 часов полетного времени). В Аэрофлоте месячная заработная плата КВС за то же полетное время составит 430 тыс. руб. (повышение часовой ставки на 40%).
В такой ситуации руководство нашей авиакомпании вынуждено будет реагировать на стратегическую перспективу увеличения объема работы и необходимого для его выполнения кадрового летного состава на фоне восстановления перевозок и улучшения динамики финансовых показателей. С опозданием начинают предпринимать конкретные меры по остановке оттока летных специалистов и привлечения новых пилотов в АК.
ПОЛС АК готовит очередное обращение к ГД с предложениями по восстановлению заработной платы пилотов. Учитывая специфику планирования и выполнения полетов для остановки оттока летных специалистов из АК необходимо как минимум соответствовать или превышать уровни заработных плат конкурентов, а для привлечения новых пилотов в АК необходимо максимально приблизиться к пандемийному уровню заработной платы в АК. Это возможно при реализации следующих пунктов:
– вернуть коэффициенты к комплексной часовой тарифной ставке и изменить нормативы полетного времени, с которых данные коэффициенты применяются.
Производить оплату полетного времени:
– свыше 60 часов полетного времени за календарный месяц – по комплексной часовой тарифной ставке с коэффициентом 2.5.
– свыше 80 часов полетного времени за календарный месяц – по комплексной часовой тарифной ставке с коэффициентом 4.0.
– восстановить начальный размер надбавки за качество за месяц (КВС- 40000 рублей, 2 пилот- 25 000 руб.)
– увеличить размер компенсационных выплат при служебных поездках до 2000 рублей в сутки или восстановить оплату 50% полетного времени, затраченного на перелет экипажа ВС в качестве пассажиров для выполнения задания,
– восстановить оплату по среднему за период прохождения курсов повышения квалификации, в том числе прохождения языковой подготовки, аварийно-спасательной подготовки
Обращение будет отправлено ГД в ближайшее время.