Авиация, подготовка к юбилею

Авиация, подготовка к юбилею

19-22 декабря 1961 года впервые Ту-124 выполнил технический перелет по маршруту: Москва- Якутск

Чудо на Неве:

Приводнение самолета – вынужденная, чрезвычайная и отнюдь не безопасная мера, к которой может прибегнуть экипаж самолета для спасения машины и всех тех, кто есть на ее борту. Статистика приводнений неутешительна. Печальный факт говорит о том, что в мировой истории авиации было всего семь успешных приводнений, которые при этом обошлись без жертв. В 2009 году в США произошло ставшее знаменитым на весь мир «Чудо на Гудзоне». Летчикам удалось без жертв приводнить самолет. Об этом событии даже сняли фильм с Томом Хэнксом.

Однако, асы гражданской авиации есть не только в США. Летчики СССР были ничуть не хуже. К сожалению, мало кто знает о «Чуде на Неве», которое имело место быть 21 августа 1963 года. Что ж, самое время исправить эту несправедливость.

Предыстория

Происшествие случилось с самолетом Ту-124, следовавшим из Талина в Москву. После взлета экипажу стало понятно, что шасси не убралось до конца. Было решено сажать машину на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Шасси заклинило окончательно. Появился риск того, что во время посадки оно станет причиной пожара. Командир борта принимает решение выработать топливо. Тем временем, бортинженер Виктор Царев прорубает пол кабины пилота и пытается починить шасси. Все попытки заканчиваются ничем.

«Финито ля комедия»

Аэропорт в Ленинграде готовится к крушению самолета. На взлетную полосу сгоняют пожарный машины и экипажи скорой помощи. На восьмом круге в 21 километре от намеченного места посадки у 124-го неожиданно кончается топливо. Левый двигатель машины перестает работать. Диспетчерская дает добро на чрезвычайный пролет самолета к аэропорту прямиком через город. Второй двигатель Ту-124 глохнет, когда самолет пролетает над историческим центром города. Ситуация идет совсем плохо и против всех планов.

Василий, сажай!

В тот день судьба была на стороне всех: пассажиров, экипажа, диспетчерской и ничего неподозревающих жителей Питера. Второй пилот Василий Чеченев служил в морской авиации. Его опыт в результате сыграет решающую роль в предстоящем приводнении на Неву, которое остается единственной возможностью если не полностью избежать трагедии, то хотя бы минимизировать число жертв горожан. Самолет летит очень низко. С момента отказа 2го двигателя проходит 14 секунд. Приводнение.

Машина остановилась в 100 метрах от Финляндского железнодорожного моста, неподалеку от Александро-Невской лавры. Экипаж проделал блестящую работу. Самолет был посажен так мягко, что ни один из 45 пассажиров и 7 членов экипажа даже царапин и ссадин не получил. Кстати, на борту в ящиках было пиво – не разбилась ни одна бутылка.

Под гриф секретно

Почти все фото проишествия были уничтожены милицией.

Долгое время о происшествии во втором по величине городе СССР никто ничего не знал. Пассажиры были эвакуированы сразу после посадки и доставлены в Москву. Самолет отбуксировали к берегу, однако из-за проломов в корпусе машина наполнилась водой и частично затонула. СМИ замолчали о происшествии. Милиция оцепила место приводнения и отгоняла всех зевак. По радио прозвучало лишь короткое и сухое сообщение о происшествии. Спустя некоторое время в «Известиях» вышел небольшой очерк о случившемся.

И все-таки до наших дней дошла парочка фотографий, которые сделал фотограф-любитель Юрий Туйск. Обнародовать снимки герой решился только через 30 лет.

Крайние найдены

Тот самый экипаж.

Во время расследования пилоты объяснили аварийную ситуацию «неточностью аппаратуры». Однако, экспертная комиссия была неумолима и постановила, что экипаж слишком увлекся попытками ремонта шасси и не следил за показателями датчиков. Пилотов отстранили от полетов. Ситуация накалялась.

Командир борта дает интервью.

Тогда в дело вмешались спасенные пассажиры, которые стали собирать подписи в поддержку пилотов. Вскоре в дело вмешался сам первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. В разбирательстве произошел перелом. С летчиков сняли обвинения и вновь допустили к работе. Кстати, среди спасенных был епископ Таллинский, будущий патриарх Алексий II.

Интересуешься самолетами? Тогда стоит узнать зачем у самолетов Ил-76 сделано остекление в нижней части кабины.

Добавить комментарий