You are currently viewing 16.10.2020  ПОЛС было получено  письмо с просьбой рассмотреть проекты изменений, предлагаемые работодателем для внесения в  Приложение №5 и №3.1 к Коллективному договору

16.10.2020 ПОЛС было получено письмо с просьбой рассмотреть проекты изменений, предлагаемые работодателем для внесения в Приложение №5 и №3.1 к Коллективному договору

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ 

по предлагаемым изменениям в «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС ОАО АК «Уральские авиалинии»(Приложение №5 К КД) и «Положение об организации оплаты труда членов летных экипажей ВС и ИТП Тренажерного комплекса»( Приложение №3.1 к КД).

Положение об особенностях режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее – Положение) разработано в соответствии с «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 21.11.2005 г. №139 (далее – Приказ №139).

Настоящее Положение является Приложением к Коллективному договору ОАО АК «Уральские авиалинии».

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные  Положением, являются обязательными при составлении графиков работы членов экипажей, разработке руководства по производству полетов Авиакомпании (далее – РПП), составлении расписания движения воздушных судов и должны разрабатываться с учетом мнения профсоюзного органа работников (пункт 3 Приказа №139).

В Приказе №139, Положении и РПП  редакция подпункта а) пункта 14(в РПП- пункта 5.2) раздела 5 одинаковая:

«Время работы члена экипажа на земле между полётными сменами включает:

  1. время прохождения предварительных подготовок к полётам, разборы полётов, профессиональная учёба, тренировки на тренажёрах, проверка знаний, оформление полётной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полётов (*);…»

Работодатель предлагает внести изменения в абзац а) пункта 14 Раздела 5 Положения, детализируя понятие профессиональная учеба и изложив данный подпункт в следующей редакции:

  1. «время прохождения предварительных подготовок к полётам, разборы полётов, профессиональная учёба (в том числе периодическая наземная подготовка, которую член экипажа проходит как у Работодателя, так и в организации, имеющей сертификат авиационно-учебного центра, включая подготовку по вопросам обеспечения авиационной безопасности, управления ресурсами кабины экипажа, перевозки опасных грузов воздушным транспортом, тренировку процедур аварийной эвакуации на суше, на воде и др. ), тренировки на тренажёрах, проверка знаний, оформление полётной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полётов (*);»

Простая, на первый взгляд,  детализация профессиональной учебы как составляющая  времени работы члена экипажа на земле между полётными сменами, несет скрытую возможность для работодателя сократить предоставляемые статьей 187 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение.

В соответствии со статьей 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – независимая оценка квалификации) с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.  

Если работодатель проводит профессиональную учебу, в том числе периодическую наземную подготовку, своими силами, не направляя работника в другую организацию, а назначая его согласно графика режима труда и отдыха в рамках выполнения работы  на земле между полётными сменами, то  регламентирование указанной части наземной работы членов ЭВС возможно локальным нормативным актом в пределах рабочего времени учетного периода.

Если профессиональная подготовка осуществляется  в организации, имеющей сертификат авиационно-учебного центра, включая подготовку по вопросам обеспечения авиационной безопасности, управления ресурсами кабины экипажа, перевозки опасных грузов воздушным транспортом, тренировку процедур аварийной эвакуации на суше, на воде и др. , то существуют достаточные и необходимые основания для применения статьи 187 ТК РФ.

Основания для применения статьи 187 ТК РФ  для членов экипажей ВС при направлении их на профессиональное обучение в другую организацию следующие:

1)Профессиональная учеба (профессиональное обучение, повышение квалификации) регламентирована отраслевыми нормативными требованиями,

2) Периодическое прохождение обучения  является обязательным условием выполнения членами экипажей ВС определенных видов деятельности, поэтому работодатель обязан проводить  данное профессиональное обучение,

4)Работник направляется на профессиональную учебу (профессиональное обучение, повышение квалификации) работодателем, как правило, с оформлением приказа,

5)На период обучения член экипажа ВС освобождается от выполнения основных функциональных обязанностей, обучение осуществляется с отрывом от работы( в период обучения не предусматривается выполнение основных функций, производственных полетов),

6)Работник принимается обучающей организацией с оформлением приказа (занесением в журнал учебной группы) и переходит на период обучения на распорядок дня обучающей организации,

7)Длительность обучения определяется программами профессионального обучения, профессиональной учебы, повышения квалификации, устанавливаемыми обучающей организацией (как правило, не менее 24 часов).

Также предлагается внести изменение  в пункт 41 Положения, который определен для процедурного регулирования рабочего времени при направлении работника в служебную поездку для выполнения летной работы. Здесь  необходимо отметить следующее:

«Положение о служебных поездках членов летных экипажей ВС, постоянная работа которых имеет разъездной характер» (далее – Положение о служебных поездках) распространяет свое действие на служебные поездки, осуществляемые по распоряжению работодателя с целью выполнения полетов по полетным заданиям из внебазовых аэропортов (пункт 1.3 Приложения №3.1.1 к КД).

Работодатель пытается расширить  требования Положения о служебных поездках на служебные командировки членов экипажей ВС, направляемых на профессиональное обучение с отрывом от работы в другую местность в целях не применения требований статьи 187 ТК РФ.    

 Предлагаемое изменение в  абзац а) пункта 14 Раздела 5 Положения позволит работодателю трактовать прохождение обязательной периодической профессиональной подготовки (обучения, учебы, повышения квалификации) работника, направляемого работодателем в обучающую организацию с отрывом от основных функциональных обязанностей как работу члена экипажа на земле между полётными сменами.  Изменение в пункт 41 Положения позволит  изменить статус служебной командировки при направлении работника  на профессиональное обучение  с отрывом от работы в другую местность на служебную поездку. Все это лишит членов экипажей ВС предоставляемых статьей 187 ТК РФ гарантий  и компенсаций и ухудшит положение работников как в отношении  трудового законодательства, так и в свете требований действующего Коллективного договора(пункт 1.5 КД).

Что касается изменения в пункт 2.5.5 в Приложение №3.1 «Положение об организации оплаты труда членов летных экипажей ВС и ИТП Тренажерного комплекса», то  предлагаемая редакция является выдержкой из статьи 187 ТК РФ, которая затрагивает только дополнительное профессиональное образование,  при направлении на которое  за работником,  сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.  В то же время, отсутствуют положения по  профессиональному обучению  и прохождению независимой оценки квалификации на соответствие профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

Таким образом, профсоюзная организация летного состава АК «Уральские авиалинии» считает недопустимым ухудшение условий труда работников и его  оплаты в текущих условиях при отсутствии объективного учета фактического рабочего времени  в АК и  выступает категорически против предлагаемых дополнений (изменений) в Приложение №5 и №3.1 к Коллективному договору.

     Председатель Совета ПОЛС
    АК «Уральские авиалинии»                                                                                        В.В. Вебер

 

Добавить комментарий