You are currently viewing Международная комиссия по радиологической защите (ICRP), в основном, классифицирует летные экипажи как «работников-радиологов»

Международная комиссия по радиологической защите (ICRP), в основном, классифицирует летные экипажи как «работников-радиологов»

Слово «радиация» давно закрепилось в сознании многих людей как нечто чрезвычайно опасное, несущее хаос и разрушения: невидимая, не имеющая ни вкуса, ни запаха, и потому еще более пугающая.  

В повседневной жизни мы постоянно с сталкиваемся с радиацией в малых дозах. И это, в общем-то, не вызывает ни у кого беспокойства и страха.  

Сканеры в аэропортах

 За последние несколько лет многие крупные аэропорты обзавелись сканерами для досмотра. От обычных металлодетекторных рамок они отличаются тем, что «создают» на экране полное изображение человека, используя технологию обратно-рассеянного излучения Backscatter X-ray. При этом лучи не проходят насквозь — они отражаются. В результате пассажир, проходящий досмотр, получает малую дозу рентгеновского излучения. В ходе сканирования разные по плотности предметы окрашиваются на экране в разные цвета. Например, металлические вещи отобразятся черным пятном. Есть и еще один вид сканера, в нем используются волны миллиметрового диапазона. Он представляет собой прозрачную капсулу с вращающимися антеннами. В отличие от металлодетекторных рамок такие устройства считаются более эффективными в поиске запрещенных к провозу вещей. Производители сканеров утверждают, что они абсолютно безопасны для здоровья пассажиров. Однако масштабных исследований на этот счет в мире до сих пор не проводилось. Поэтому мнения специалистов разделились: одни поддерживают производителей, другие полагают, что определенный вред подобные устройства все же наносят. Например, биохимик из Калифорнийского университета Дэвид Агард считает, что рентгеновский сканер все же вреден. По мнению ученого, человек, проходящий досмотр на этом устройстве, получает в 20 раз больше облучения, чем заявлено производителями.  

В любом случае, это неприятно, но с точки зрения радиации это не так уж и важно. Одна доза сканера аэропорта в 100000 раз ниже, чем среднегодовая доза, которую мы получаем от естественного фонового излучения и медицинских источников. Фактически он дает около 0,1 микрозиверта за сканирование, что в 100 раз меньше, чем при стандартном рентгеновском снимке грудной клетки.

Рентгеновский снимок 

Еще один источник так называемой «бытовой радиации» — рентгеновское обследование. Например, один снимок зуба выдает от 1 до 5 мкЗв (микрозиверт — единица измерения эффективной дозы ионизирующего излучения). А снимок грудной клетки — от 30?300 мкЗв. Смертельной считается доза радиации, равная примерно 1 зиверту. Кстати, по словам   Геннадия Онищенко, 27 процентов всего излучения, которое человек получает в течение жизни, приходится именно на медицинские обследования.

Бананы и другая еда

 Некоторые натуральные продукты содержат природный радиоактивный изотоп углерод-14, а также калий-40. К ним можно отнести картофель, бобы, семечки подсолнечника, орехи, а еще — бананы. Кстати, калий-40, если верить ученым, имеет самый большой период полураспада — более миллиарда лет. Еще один интересный момент: в «теле» среднего по величине банана каждую секунду происходит порядка 15 актов распада калия-40. В связи с этим в научном мире даже придумали шуточную величину под названием «банановый эквивалент». Так стали называть дозу облучения, сравнимую со съедением одного банана.

Стоит отметить, что никакой опасности для здоровья человека бананы, несмотря на содержание калия-40, не несут. Кстати, ежегодно с пищей и водой человек получает дозу радиации в размере порядка 400 мкЗв.

Авиапутешествия и космическая радиация

 Когда вы летите, вы подвергаетесь воздействию низких уровней радиации – от некоторого бортового оборудования до того факта, что вы находитесь намного ближе к космосу, и от всех космических и ультрафиолетовых лучей, циркулирующих там.

Излучение из космоса частично задерживается атмосферой Земли. Чем дальше от Земли, тем выше уровень радиации. Именно поэтому при путешествии на самолете человек получает немного повышенную дозу. В среднем она составляет 5 мкЗв за один час полета. При этом летать больше 72 часов в месяц специалисты не рекомендуют. 

Ультрафиолетовое излучение – это то, от чего мы защищаем себя  с помощью солнцезащитного крема SPF. Озоновый слой находится примерно в 10-15 милях над землей (так что наши самолеты остаются под ним), и он блокирует хороший удар от UV-B, всех UV-C и немного UV-A. 

Это – причина, по которой мы должны наносить на себя больше солнцезащитного крема во время полета, потому что озоновый слой и наши ветровые стекла кабины помогают, но этого недостаточно. Исследование показало, что количество ультрафиолетового излучения, которым подвергается кресло пилота  при полете менее часа на высоте 30 000 футов, эквивалентно 20-минутному сеансу в солярии.

Исследования также показывают, что уровень заболеваемости раком кожи у пилотов и бортпроводников значительно выше, чем у населения в целом. Итак, нужно быть осторожным. Кроме того, от этого у вас больше морщин.

Поэтому:

    Используйте солнцезащитный крем (приличный UV-A и UV-B).

    Купите приличные солнцезащитные очки с линзами для защиты от ультрафиолета, потому что это повреждает и ваши глазные яблоки! Поляризованные солнцезащитные очки помогают уменьшить блики, но не обязательно обеспечивают лучшую защиту от ультрафиолета (и они портят экран).

У  IFALPA есть очень удобный раздаточный материал «Опасности воздействия ультрафиолетового излучения для глаз». 

https://www.ifalpa.org/media/3463/19hupbl06-ocular-hazards-of-uv-exposure.pdf

 Космические вибрации

Космическое излучение – это заряженные частицы высокой энергии – рентгеновские лучи и гамма-лучи, исходящие от звезд, таких как наше собственное Солнце. Оно отличается от UV -излучения более высокой энергией и ионизирующим действием.

Мы не любим ионизирующее излучение, потому что оно наносит вред нашим «маленьким» внутренностям.

Чем ближе мы подходим к космосу, тем большему количеству космического излучения подвергаемся, и чем выше широта, тем больше мы получаем, а это означает, что на большой высоте полярные полеты – это те, которые действительно нужно контролировать.

Северное сияние, которое мы наблюдаем, несмотря на то, что его «радиоактивный» зеленый цвет, на самом деле  не дает никакого излучения, которое бы доходило до нас. Хотя, если бы вы были там, наверху, это, вероятно, не пошло бы вам на пользу.

Земля

Собственно, одним из главных источников является Земля. Излучение происходит за счет содержащихся в почве радиоактивных веществ, в частности, урана и тория. Средний радиационный фон составляет порядка 480 мкЗв в год. При этом в некоторых регионах, например, в индийском штате Керала, он значительно выше из-за внушительного содержания тория в грунте.

 Гранитная столешница, на которой вы готовили обед, тоже дозирует вас. Если вы живете в Великобритании, вы получаете около 2,7 миллизивертов радиации в год, просто находясь там, потому что это одна гигантская гранитная столешница под вашими ногами.

Мобильные телефоны и WI-FI-маршрутизаторы

 Вопреки распространенному мнению, от этих устройств не исходит «радиационной угрозы». Чего нельзя сказать о телевизорах с электронно-лучевой трубкой и таких же компьютерных мониторах (да, они до сих пор встречаются). Но и в этом случая доза излучения ничтожна. За год от такого устройства можно получить лишь до 10 мкЗв.

Сколько радиации Вы  получаете, как экипаж ВС?

Международная комиссия по радиологической защите (ICRP) в основном классифицирует летные экипажи как «работников-радиологов» и рекомендует максимум 20 mSv в год в среднем за 5 лет. 

Средние годовые эффективные дозы природного облучения населения субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период варьируют от 1,6 до 15,1 мЗв/год при среднем значении для России в целом от 3,11 мЗв/год до 3,79 мЗв/год. Средний человек в США получает до 3 мЗв при рекомендуемой дозе 1 мЗв в год. От 3 до 20 мЗв считается умеренным. 

Исследование, проведенное в 1998 году, показало, что средний член экипажа налетывая  около 673 часов полетного времени, получит среднюю дозу космических лучей 2,27 мЗв, в то время как годовая доза космических лучей для КВС была рассчитана на уровне около 2,19 мЗв. 

Как вы можете следить за этим?

Авиакомпании и операторы должны следить за этим за вас, но если вы хотите следить за этим, вы можете использовать различные приложения в мире мобильных телефонов.

CRAYFIS – это приложение, разработанное учеными, чтобы отслеживать количество, получаемое через пиксели на экране вашего смартфона.

В таких приложениях, как TrackYourDose, есть опции для добавления маршрута и используются средние маршруты полета, чтобы помочь вам контролировать дозу на определенных рейсах и днях.

Исследование с участием 10 211 пилотов, проведенное в 2003 году, также подтвердило что превышений радиации нет, но при этом частота случаев рака кожи несколько выше. 

Цифры говорят о том, что волноваться не стоит 

Таким образом, если вы не совершаете чрезмерное количество полетов на продолжительных  полярных рейсах, общая доза радиации, полученная летным экипажем, будет выше, чем у среднего наземного жителя, но остается в допустимых пределах.

Доза радиации, получаемая человеком из естественных и «бытовых» источников, считается безопасной для организма. Специалисты полагают, что накапливаемое в течение жизни облучение не должно превышать 700 000 мкЗв.  За 70-летнюю жизнь человек получает в среднем до 20 рад (200 000 мкЗв).

 Берегите себя!

Добавить комментарий