ПОЛС рассмотрела проект «Особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее- Особенности) на соответствие требованиям и положениям действующего трудового законодательства и нормативных правовых актов, сравнила текстовую часть с последней редакцией проекта Особенностей 2021 года и информирует о наиболее важных изменениях:
1. Проект дополнен семью вредными и (или) опасными производственными факторами, которые подлежат обязательным исследованиям на рабочих местах членов ЭВС, помимо представленных в предыдущей редакции факторов: шума, параметров микроклимата, ионизирующего излучения, тяжести и напряженности трудового процесса. К фактору «ионизирующие излучение» добавлено условие, при котором обязательно проводится исследование – «при полетах свыше 6000 м или 22000 футов».
Расширение перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах членов экипажей ВС (даже при условии отнесения условий труда членов экипажей к соответствующему классу согласно приложениям к Методике №33н по большинству факторов), сделает СОУТ данной категории работников более объективной.
2.Отнесение условий труда членов экипажей к соответствующему классу (подклассу) при воздействии идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется согласно приложениям к Методике №33н, напряженность трудового процесса – по приложению 1 к настоящим Особенностям.
3. В Приложении №1 к Особенностям, в котором расширен перечень контролируемых условий труда(нагрузок) и соответствующих им показателей напряженности трудового процесса. Приложение дополнено интеллектуальными, информационными, эмоциональными нагрузками, введены дополнительные показатели по режиму труда.
Диапазон класса (подкласса) условий труда «сдвинут на 1 класс в сторону увеличения класса вредности и расширен до подкласса 3.3., т.е. ограничен диапазоном от 2.0 (допустимый) до 3.3 (вредный).
Расширение перечня контролируемых условий труда(нагрузок) и соответствующих им показателей напряженности трудового процесса сделает СОУТ данной категории работников более объективной.
4. В целях оценки сенсорных нагрузок на членов летных экипажей допускается применение автоматизированных приборов (устройств, комплексов) регистрации движений глаз и реакции зрачка.
5. В случае невозможности проведения СОУТ отнесение условий труда на рабочих местах членов летных ЭВС предлагается производить к классу 3.3.
Все замечания и комментарии по проекту направлены в Президиум ПЛС России и в профсоюзные организации летного состава России.