You are currently viewing Текущая ситуация и прогнозы развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года

Текущая ситуация и прогнозы развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года

25 июня 2022 года Правительство РФ Распоряжением №1693-р утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года.

Программа является документом, определяющим подходы Российской Федерации к развитию авиатранспортной отрасли и нацелена на:

– обеспечение авиатранспортной связанности регионов РФ и мобильности населения; 

– поддержание необходимого уровня безопасности полетов; 

– обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли РФ.

Оценка текущей ситуации и прогнозы развития авиатранспортной отрасли РФ по трем основным составляющим до 2030 года:

Объемы пассажирских перевозок

Авиакомпании РФ перевезли за 2021 год 111 млн. пассажиров,  из них на МВЛ 23,5 млн. пассажиров и на внутренних воздушных линиях 87,5 млн. пассажиров.  Доля 15 ведущих авиационных компаний в общем пассажирообороте достигла по итогам 2021 года около 95,5 процента.

Обеспечиваемый имеющимся авиационным парком объем перевозок пассажиров в РФ  позволит российской ГА перевезти не менее 100 млн. пассажиров (90 млн. пассажиров – на ВВЛ, 10 млн. пассажиров – на МВЛ) в 2022 году.

Далее, в условиях сохраняющихся внешних ограничений предполагается умеренный рост авиационных перевозок на 1 – 3 процента.

С учетом динамики парка воздушных судов российских авиационных компаний и интенсивности их эксплуатации в рамках сценария ожидаемый объем пассажирских авиационных перевозок  на внутренних воздушных линиях составляет по целевому (базовому) сценарию – 92,9 млн. пассажиров в 2025 году и около 104,5 млн. пассажиров в 2030 году.

Состав авиапарка

По состоянию на апрель 2022 г. в эксплуатации российских авиакомпаний находилось 1160 пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок.  Из них около 700 самолетов получены в лизинг от иностранных лизингодателей и соответственно до марта 2022 г. были зарегистрированы в иностранных реестрах воздушных судов. К апрелю 2022 г. практически весь этот парк воздушных судов перерегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Стратегической задачей авиатранспортной отрасли Российской Федерации является ускоренный переход на отечественную авиационную технику.

С учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2022 – 2030 годы предусматриваются поставки 1036 самолетов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 “Ладога”, 178 единиц Л-410 и 154 единицы “Байкал” (ЛМС-901). 

В условиях санкционных ограничений опросные данные авиационных компаний подтверждают, что данные объемы техники будут в полной мере востребованы отечественными эксплуатантами. 

При этом с 2024 года планируется выйти на поставку 20 единиц в год самолетов SSJ-NEW, а программа создания самолетов МС-21 предусматривает поставку 72 единиц в год с 2029 года с началом поставок первых 6 машин в 2024 году. Кроме того, предусматривается большой  объем поставок малоразмерных самолетов (ТВРС-44 “Ладога”, Л-410, “Байкал” (ЛМС-901) – 20 – 25 самолетов ежегодно, начиная с 2026 года.

Кадровое обеспечение

Ежегодный объем выпуска пилотов для обеспечения выполнения коммерческих перевозок образовательными организациями ГА, подведомственными ФАВТ, составляет в среднем 800 пилотов (всего выпускается ежегодно в среднем 3500 специалистов авиационного персонала, включая персонал наземных служб). 

При прогнозировании потребности отрасли в численности летного и технического персонала до 2030 года необходимо учитывать: 

– ежегодное списание авиационного персонала по состоянию здоровья (составляет в среднем 2100 человек, из них летного состава в среднем 300 человек); 

– возрастной диапазон летного состава (в возрастной группе 50 – 59 лет находятся 5683 человека); 

-нормативный срок подготовки пилотов по программам высшего профессионального образования – 5 лет, а по программам среднего профессионального образования – 3 года,     

– риск оттока квалифицированного персонала в связи с переходом на работу в иностранные авиационные компании (количество обращений пилотов по подтверждению наличия действующего свидетельства специалиста авиационного персонала, в том числе от авиационных властей иностранных государств, составляет до 70 обращений в месяц). 

Указанные обстоятельства свидетельствуют о высоких рисках нехватки пилотов для обеспечения выполнения объема воздушных перевозок в будущем. 

 Но, с учетом развития отечественной авиационной отрасли и увеличения объемов поставки в авиационные компании новых отечественных воздушных судов возможный дефицит в пилотах будет покрываться за счет выпускников учебных заведений, принятых на обучение в 2022 – 2024 годах.

Полная версия документа «КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года»  по ссылке: https://www.tks.ru/news/law/2022/06/27/0001

Добавить комментарий