В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
В соответствии с пунктом 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 г. №139 (далее – Положение) нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю.
Пунктом 7 Положения определено, что в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников.
На основании статьи 91 ТК РФ и «Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» приказом по АК от 04.12.2023 №123 «О балансе рабочего времени, графике работы на 2024 год» были определены нормы годового рабочего времени:
– при 36-часовой рабочей неделе – 1780, 6 часов;
– при 40- часовой рабочей неделе – 1979, 0 часов.
Фактическое рабочее время за год определяется как сумма фактического отработанного рабочего времени за каждый месяц (квартал) за исключением периодов, когда работник фактически не работал.
Согласно пункту 7 Положения продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов.
Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде. Исключением являются случаи, предусмотренные статьей 99 ТК РФ (сверхурочная работа).
Необходимо помнить, что привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников и сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39 настоящего Положения), 20 часов в месяц и 120 часов в год.
В соответствии с пунктом 11 Положения продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год.
Продолжительность полетного времени, установленная пунктом 11 Положения, с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год.
Уважаемые коллеги! Приближается к завершению очередной календарный год. Контролируйте выработку фактического рабочего времени и фактического полетного времени за 2024 год.
Необходимые консультации по вопросам учета рабочего и полетного времени можно получить в к.237 главного офиса АК (ПОЛС).