Проект приказа Минтранса России «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов Российской Федерации», представленный письмом Минтранса России от 2 апреля 2025 года № АП-11/Д01-02-01/8102 (далее соответственно – Проект приказа, Особенности) находится на этапе оценки регулирующего воздействия (оценка затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований).
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) — оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования для возможности отклонения или отправления на доработку нормативных актов, дающих негативный эффект.
Процедура ОРВ основана на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами.
Проект приказа в рамках проведения процедуры ОРВ 10 апреля 2025 года был рассмотрен рабочей группой (РГ) в сфере воздушного транспорта от экспертного и делового сообщества и 07.04.2025 – смежной рабочей группой в сфере трудовых отношений и охраны труда.
На заседании РГ 10 апреля принято решение о невозможности согласования информации, содержащей оценку затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований. Также, представлены обоснования (замечания и предложения) к данному решению.
В качестве предложений представителями работодателей были выдвинуты следующие пункты:
– «понижение уровня» представительного органа работников, учет мнения которого требуется в определенных случаях,
– исключение требований о нормировании полетного времени бортпроводников ВС (причем, в качестве обоснований, приводится доводы об отсутствии вредных факторов при работе кабинного экипажа и использование более современной авиатехники),
– исключение времени буксировки из полетного времени и из полетной смены (в качестве довода приводится тот факт, что время буксировки не зависит от АК)
– прохождение периодической подготовки дистанционно (так как это не будет влиять на уровень усталости ЧЛЭ).
– снятие ограничений по количеству резервов (в качестве обоснований, приводится доводы о том, что увеличение количества резервов не влияет на накопление усталости)
– снятие ограничений по количеству разделенных полетных смен (в качестве обоснований, приводится доводы о том, что разделенные полетные смены не приводят к накоплению усталости).
ПОЛС АК и ПЛС России выступают категорически против указанных предложений.
На заседании РГ 07 апреля 2025 года принято решение о согласовании проекта (без вышеуказанных замечаний и предложений).
В Федерации Независимых Профсоюзов России рассмотрен проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданский воздушных судов Российской Федерации» (письмо Минтранса России № АП-11/Д01-02-01/8102 от 02.04.2025) и, с учетом мнения председателя Координационного совета Общероссийского объединения профсоюзов гражданской авиации, члена РТК Бойчука Мирослава Юрьевича, не поддерживается в представленной редакции.