You are currently viewing Игра по правилам: учет мнения от ПЛС России!

Игра по правилам: учет мнения от ПЛС России!

   Одним из ключевых замечаний работодателей, периодически появлявшихся в редакциях проекта  приказа Минтранса России «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов Российской Федерации», является, по их мнению, противоречие нормам трудового законодательства в части включения фразы «входящий в общероссийский профсоюз» во второй абзац пункта 2 Особенностей, которая может привести к неравным условиям деятельности эксплуатантов, работники которых входят в профсоюзную организацию, и тех эксплуатантов, у работников которых имеется иной представительный орган.

    Второй абзац пункта 2 новых Особенностей представлен в аналогичной редакции «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов ЭВС ГА РФ», утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 г. №139 (второй абзац п. 3):

 «Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее – представители работников)».

 Сохранилось даже отсутствие предлога («… включает (в) РПП…»), несмотря на периодические предложения по корректировке.

     В этой связи, необходимо отметить, что в соответствии с частью второй статьи 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются   с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (на текущий момент объединение работодателей авиаотрасли отсутствует).

   Профсоюз летного состава (ПЛС) России – общероссийский профсоюз, представляющий интересы членов летных и кабинных экипажей,  непосредственно участвующий в подготовке и разработке отраслевых нормативно правовых актов на всех договорных площадках( в том числе, на платформе РТК),  является одним из контролирующих органов по  соблюдения трудового законодательства, в том числе, в части установления нормативов и ограничений по рабочему времени и времени отдыха.

  Выборному органу профсоюзной организации, входящему в общероссийский профсоюзи представляющему интересы членов летных и кабинных экипажей  (представители работников), участвующему в формировании единого мнения ППО летного состава России, поддерживающему консолидированную позицию ПЛС России по ключевым вопросам и направлениям, делегированы полномочия и  ответственность по выдаче мотивированного мнения в случаях, предусмотренных особенностями режима труда и отдыха.

 В соответствии с Приказом №139 учет мнения требуется в следующих случаях:

-разработка положений, 

-увеличение учетного периода, 

-введение суммированного учета, 

-привлечение к сверхурочным работам,

-увеличение полетного времени за учетный период,

-разделение полетной смены на части,

– при сокращении времени отдыха,

-при составлении и изменении графиков сменности,

-при увеличении продолжительности полетной смены на 1 час (в связи с тем, что данная норма выходит за рамки трудового законодательства – требуется согласование).

   Право по выдаче мнения (согласованию) на введение или применение исключений, отклонений от установленных нормативов и ограничений по режиму рабочего времени и времени отдыха на локальном уровне, связанных, в конечном итоге, с безопасностью полетов, работодатели предлагают делегировать иному представительному органу работников. В этом случае, на уровне авиапредприятия, возможно получение «необходимого» для работодателя разрешения (положительный учет мнения, согласование) на введение или применение исключений, отклонений от установленных нормативов и ограничений без учета специфики производственных операций и влияния на безопасность полетов.

   За предложением убрать фразу «входящий в общероссийский профсоюз» стоит не продекларированная забота о равных условиях деятельности эксплуатантов, а возможность безосновательного ухудшения положения работников по сравнению с нормами трудового законодательства при получении учета мнения иного, более лояльного представительного органа работников.

 Напомним, что в соответствии с пунктом 4.10.1  Приложения ИКАО №6 «Эксплуатация воздушных судов» (часть  1 «Самолеты»), определено, что государство эксплуатанта устанавливает правила в целях контроля утомляемости и эти правила основываются на научных принципах и знаниях для гарантии того, чтобы члены летного и кабинного экипажей выполняли свои функции в состоянии надлежащего уровня активности.

 Поэтому, альтернативой учета мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюзи представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей по вышеуказанным случаям, может служить установление однозначных требований и положений Особенностей, разработанных федеральным органом исполнительной власти,  без каких либо допусков, отклонений и исключений и включение данного документа в РПП эксплуатанта.

 ПОЛС АК и ПЛС России выступают против предложения работодателей понизить статус (уровень) представительного органа работников, учет мнения которого требуется в определенных случаях, в целях сохранения уровня безопасности полетов.

Добавить комментарий