В соответствии с пунктом 5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 г №139 (далее – Положение) рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из:
– времени полетной смены,
– времени работы на земле между полетными сменами и
– времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
Пунктом 13 Положения предусматривается ограничение по периоду времени, когда член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены и перед очередной полетной сменой: «Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения, и не позднее 12 часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.»
Ограничение по периоду времени, когда член экипажа может быть привлечен к перемещению в качестве пассажира после завершенной полетной смены, в Положении отсутствует.
Пунктом 35 Положения предусматривается только ограничение по продолжительности полетной смены, выполняемой непосредственно после перемещения члена ЭВС в качестве пассажира без предоставления ежедневного отдыха: полетная смена должна составлять не более установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения продолжительности, уменьшенной на 50 процентов времени перемещения (перелета). Также, этим пунктом предусмотрено, что если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения.
Отсутствие в Положении прямого ограничения по периоду времени, когда член экипажа может быть привлечен к перемещению в качестве пассажира после завершенной полетной смены, как одной из составляющих рабочего времени (определенной пунктом 5 Положения), не отменяет право работника на ежедневный отдых после отработки нормы рабочего времени.
В соответствии с разделом 2 главы «Время отдыха (все виды перерывов, выходных, отпусков)» Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства», являющегося приложением к Приказу Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 11.11.2022 г. №253 ежедневный (междусменный) отдых – это период между временем, когда один рабочий день должен быть окончен, а другой, непосредственно примыкающий к нему рабочий день, должен быть начат. При этом, право на ежедневный отдых возникает у работника после отработки дневной нормы рабочего времени.
Соответствующее ограничение/положение было разработано ПЛС России с учетом зарубежных Рекомендаций при создании проекта новых Особенностей рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС ГА РФ и было предложено в следующей редакции:
«Перемещение члена экипажа в качестве пассажира непосредственно после выполнения полетной смены разрешается при условии, что суммарная продолжительность выполненной полетной смены и времени перемещения члена экипажа в качестве пассажира не превышает продолжительность полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения. При превышении указанной в настоящем пункте суммарной продолжительности выполненной полетной смены и времени перемещения члена экипажа в качестве пассажира, перемещение члена экипажа в качестве пассажира непосредственно после выполнения полетной смены может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения».
Данное предложение гармонично коррелируется с пунктом 13 Положения.
В отсутствии данного положения зарубежная практика рекомендует использовать как минимум процедуру получения согласия от члена ЭВС на перемещение его в качестве пассажира с адекватной дополнительной последующей компенсацией времени отдыха с целью исключения накопления чрезмерного уровня кумулятивной усталости.
Время перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя – это составляющая рабочего времени члена экипажа воздушного судна, и она не может рассматриваться как составляющая времени отдыха.