6 июня 2023 года EASA (Европейское агентство по безопасности полетов) в преддверии пикового летнего сезона выпустило информационный бюллетень по безопасности SIB №2023-5 по теме «Возможные риски, возникающие летом 2023 года» для национальных авиационных компетентных органов, авиаэксплуатантов, эксплуатантов аэродромов, поставщиков услуг наземного и аэронавигационного обслуживания, организаций по техническому обслуживанию, организаций по управлению поддержанием летной годности и утвержденных учебных организаций.
У EASA возникли обоснованные опасения по поводу неба Европы, но ключевые моменты, изложенные в бюллетене, применимы в целом для мировой авиации, поскольку процесс восстановления отрасли резко ускоряется, избавляясь от неприятностей последних нескольких лет. Поэтому необходимо осознавать потенциальные угрозы, которые могут возникать в связи с затянувшимся спадом и резким восстановлением авиационной индустрии.
Среди выявленных рисков EASA выделяет следующие проблемы, которые могут привести к сбоям в обеспечении и выполнении полетов:
• Неэффективное управление изменениями
• Нехватка эксплуатационного и технического персонала (не только летного и кабинного экипажей)
• Различные аспекты кибератак
• Потеря знаний, опыта и передача опыта в результате текучести кадров
• Нарушение программ обучения по наземному обслуживанию
• Отсутствующие поставщики и низкая доступность запчастей
• Отсутствие времени на надлежащее обучение персонала
• Беспокойные пассажиры
• Проблемы с пропускной способностью
С помощью этого бюллетеня EASA стремится повысить осведомленность о потенциальных последствиях этих сбоев, чтобы обеспечить своевременное обнаружение и адекватное снижение потенциальных возникающих рисков безопасности.
Данный бюллетень содержит общие и конкретные рекомендации для всех заинтересованных сторон.
Вот, например, какие рекомендации EASA предлагает авиаэксплуатантам по ограничениям полетного времени:
«При планировании ежемесячных графиков работы экипажей учитывайте сбои в работе (например, обеспечение наземного обслуживания, переполненные зоны УВД) с известной высокой долей задержек и отмен рейсов (например, время, необходимое для проверки безопасности экипажа, руление, более длительное время обслуживания), чтобы избежать достижения пределов рабочего времени, которые могут потенциально повлиять на утомляемость экипажа.
Считать, что принятие решения командиром на продление полетного времени является исключительной мерой. Продление служебного полетного времени при выполнении полетов на аэродромы и с аэродромов с известной высокой склонностью к задержкам не должно основываться на чрезмерном использовании исключительных решений КВС по облегчению бремени планирования (В контексте абзаца, имеется ввиду, ограничить количество полетов на аэродромы с известной высокой склонностью к задержкам, полетное время, для выполнения и завершения которых, требует обязательного применения процедуры принятия решения командиром на продление полетного времени). Кроме того, любое планирование экипажей с уже применимой процедурой по принятию решения командира неприемлемо, и планирование продления должно быть максимально ограничено. Кроме того, следует избегать принятия решения командира на продление полетного времени в базовых аэропортах и/или в узлах базирования эксплуатанта, где должны быть достаточно доступны резервные или резервные члены экипажа».
Полный текст информационного бюллетеня по безопасности SIB №2023-5 по ссылке: https://ad.easa.europa.eu/ad/2023-05
Что касается отечественной авиационной отрасли, то резкий спад перевозок в 2020 году мобилизовал внутренние резервы авиаперевозчиков и кратковременный «застой» сменился планомерным восстановлением рынка.
Активное послепандемийное восстановление российского рынка воздушных перевозок началось еще во второй половине 2021 года. Российский рынок авиаперевозок подошел к началу 2022 года, практически полностью оправившись от ковидного кризиса. Это был единственный рынок в мире, максимально быстро восстановивший и превысивший объемы пассажирских перевозок на ВВЛ относительно 2019 года.
Ниже, на графике, представлена динамика пассажирооборота (RPK) по регионам мира, в процентах к аналогичному месяцу 2019 года
Источник: по зарубежным рынкам — IATA Monthly Statistics, по РФ — данные ТКП.