С февраля 2022 года наблюдается рост случаев глушения (jamming) и/или имитации/подделки (spoofing ) глобальных навигационных спутниковых систем (Global Navigation Satellite Systems, GNSS).
Агентство авиационной безопасности Европейского Союза EASA проанализировало последние данные аналитиков и открытых источников и пришло к выводу, что джэмминг и/или спуфинг GNSS продемонстрировали дальнейшее увеличение уровня серьезности их воздействия, а также общий рост интенсивности и сложности этих событий.
Джэмминг — это преднамеренные радиочастотные помехи (RFI – radio frequency interference) сигналам GNSS. Эти помехи не позволяют приемникам захватывать сигналы спутников и в основном приводят к тому, что система GNSS становится неэффективной или ухудшается работа системы для пользователей в зоне помех.
Спуфинг включает в себя трансляцию поддельных спутниковых сигналов с целью обмануть приемники GNSS, заставляя их вычислять неправильные данные о местоположении, навигации и времени (PNT).
Данные события можно встретить в любой точке мира, но, особенно они затрагивают географические районы, окружающие зоны конфликтов. В основном затронутые регионы полетной информации (FIR):
• Черноморский регион:
– РПИ Стамбула LTBB, РПИ Анкары LTAA
– Восточная часть РПИ Бухарест LRBB, РПИ София LBSR
– РПИ Тбилиси UGGG, РПИ Еревана UDDD, РПИ Баку UBBA
• Южное и восточное Средиземноморье и Ближний Восток:
– РПИ Никосии LCCC, РПИ Бейрута OLBB, РПИ Дамаска OSTT, РПИ Тель-Авива LLLL, РПИ Аммана OJAC,
северо-восточная часть РПИ Каира HECC
– РПИ Багдад ORBB, северо-западная часть РПИ Тегерана OIIX
– Северная часть РПИ Триполи HLLL
• Район Балтийского моря (РПИ, окружающие РПИ Калининградский UMKK):
– Западная часть РПИ Вильнюс EYVL, северо-восточная часть РПИ Варшава EPWW, юго-западная часть РПИ Рига EVRR
• Арктическая зона:
– Северная часть РПИ Хельсинки EFIN, северная часть РПИ Polaris ENOR
EASA выпустила информационный бюллетень по безопасности SIB No.: 2022-02R2, посвященный данным явлениям, направленный компетентным авиационным полномочным органам (CAA), поставщикам услуг по организации воздушного движения/аэронавигационного обслуживания (провайдерам ОрВД/ANS), эксплуатантам, производителям самолетов и оборудования.
Для решения выявленных проблем EASA рекомендует принять следующие меры по смягчению последствий. Эти меры должны быть рассмотрены, как минимум, для вышеупомянутых регионов полетной информации
Некоторые рекомендации для эксплуатантов самолетов теперь разделены в отношении создания глушения и имитации из-за особенностей двух разных случаев.
Вот, к примеру, конкретные рекомендации по противодействию имитации GNSS для эксплуатантов воздушных судов:
• Обеспечить, чтобы летные экипажи и соответствующий персонал по обеспечению полетов:
– были осведомлены о возможной имитации GNSS;
– постоянно отслеживали положение воздушного судна с использованием навигационных средств, не поддерживающих GNSS, и всех доступных автоматических расчетов точности навигации, включая показатели расчетной неопределенности местоположения (EPU);
– мониторили время по GNSS по сравнению с источниками времени, не относящимися к GNSS;
– внимательно следили за частотами УВД вблизи зоны спуфинга;
– применяли инструкции производителя для типа воздушного судна по борьбе с подозрением на имитацию.
Неисчерпывающий список примеров возможных указаний для ЭВС может быть таким, как:
1. быть готовым выбрать режим HDG и вручную скорректировать курс полета.
2. быть готовым запросить проверочный пеленг у органа УВД столько раз, сколько необходимо.
3. быть готовым к перекрестной проверке и переключению на альтернативные средства, такие как IRS и/или имеющиеся наземные средства (Multi-DME и VOR/DME).
4. быть готовым исключить сигналы GNSS в зоне оперирования.
5. быть готовым отключить автоматическое обновление INS/IRS.
– сообщать (в формате AIREP) службам воздушного движения о любых замеченных нарушениях.
Более подробную информацию можно найти по ссылке: https://ad.easa.europa.eu/ad/2022-02R2